Кассовые операции индивидуального предпринимателя
Индивидуальный предприниматель занимается торговлей запасными частями, маслами, автохимией и оказывает услуги по ТО, ремонту и мойке транспортных средств, находится на УСН (доходы) – торговля по безналичному расчету и торговля маслами и ЕНВД – торговля за наличный расчет и услуги. Учет кассовых операций и кассовую книгу не вели. Выручка отражается в книге кассира-операциониста, которые имеются у продавцов в каждой из трех касс.
Как правильно организовать учет кассовых операций? Правильно ли будет, если обустроить помещение кассы согласно требованиям и продавцы будут сдавать всю выручку ежедневно в конце рабочего дня, а кассир по приходным ордерам приходовать эту выручку, а на следующий день сдавать эти деньги в банк, так как магазин и сервис работают до 19.00? Могут ли проверяющие в случае проверки соблюдения порядка ведения кассовых операций проверять суммы выручки в кассах магазина и сервиса в течение дня до сдачи денег в кассу предприятия?
В 2008, 2009, 2010 годах редакция опубликовала несколько материалов на тему соблюдения индивидуальными предпринимателями порядка ведения кассовых операций.
Действующие в настоящее время нормы законодательства позволяют утверждать, что на индивидуальных предпринимателей не распространяется порядок ведения кассовых операций.
Существующая практика и позиция Минфина, налоговиков и банков показывает обратное.
Президиум ВАС РФ в постановлении от 29.06.2010 г. № 1411/10 выразил свою однозначную позицию по данному вопросу.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей по оприходованию в кассу денежной наличности и соблюдению порядка хранения свободных денежных средств, а следовательно, отсутствуют правовые основания для привлечения их к административной ответственности в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ.
Основаниями для привлечения к административной ответственности, предусмотренными ст. 15.1 КоАП РФ, являются нарушения требований работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, установленных Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 г. № 40, и Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденным Советом директоров ЦБ РФ 05.01.1998 г. № 14-П.
Упомянутые нормативные акты Центрального банка РФ в части, касающейся оприходования в кассу денежной наличности, порядка хранения свободных денежных средств, не распространяются на индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с п. 12 Порядка кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом РФ по согласованию с ЦБ РФ и Минфином РФ.
Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. № 88 для юридических лиц всех форм собственности утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Кроме того, кассовая книга как документ, применяемый для учета поступлений и выдачи наличных денег организаций в кассе, является документом бухгалтерского учета.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством.
Действие Закона № 129-ФЗ распространяется только на организации, находящиеся на территории РФ.
Мнение о том, что для индивидуальных предпринимателей сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций в силу Закона № 129-ФЗ и НК РФ, является ошибочным.
На индивидуальных предпринимателей действующим законодательством не возложена обязанность по ведению унифицированной формы первичной учетной документации КО-4 «Кассовая книга».
Следовательно, порядок ведения кассовых операции на индивидуальных предпринимателей не распространяется.
Президиум ВАС РФ указал также, что содержащееся в настоящем постановлении Президиума ВАС РФ толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Уже позднее ВАС РФ в Определении от 28.07.2010 г. № ВАС-7012/10 подтвердил, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей по оприходованию в кассу денежной наличности.
А ФАС Уральского округа еще до выхода знаменитого постановления Президиума ВАС РФ указал, что Порядок ведения кассовых операций не распространяет свое действие на индивидуальных предпринимателей (постановление от 31.05.2010 г. № Ф09-4064/10-С1).
Но налоговики не сдаются и по-прежнему пытаются привлечь предпринимателей к ответственности за нарушение порядка ведения кассовых операций.
В такой ситуации каждый предприниматель самостоятельно принимает решение: соблюдать порядок ведения кассовых операций или быть свободным в обращении с собственными деньгами, но также быть готовым к судебным спорам (которые, надо заметить, он однозначно выиграет).
Исходя из Вашего вопроса, Вы придерживаетесь первого варианта – соблюдать.
П. 22 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров ЦБ РФ 22.09.1993 г. № 40, все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу.
Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Это означает, что выручка должна отражаться в кассовой книге в конце каждого рабочего дня, за который была получена выручка.
Ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
В частности, штрафом карается нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, а также в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Размер штрафа за подобные нарушения составляет для должностных лиц (к которым приравниваются предприниматели) 4 000-5 000 рублей.
На вопрос, можно ли считать несвоевременное оприходование выручки правонарушением, за которое ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность (ведь в ст. 15.1 КоАП РФ прописаны штрафы именно за неоприходование либо неполное оприходование денежной наличности), ФАС Уральского округа отмечает следующее.
Для установления факта неоприходования наличных денежных средств, полученных с применением ККТ, необходимо установить разницу между показаниями ККТ и кассовой книгой.
Таким образом, если проверяющие обнаружат, что оприходование выручки (ее отражение в кассовой книге) Вы производите не в день получения этой выручки, то штрафа не избежать.
В связи с несовпадением режима работы банка и Ваших объектов может произойти накопление наличных денежных средств сверх установленных лимитов.
В кассах организаций наличные деньги можно хранить только в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий.
Согласно п. 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.
Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».
Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.
При этом лимит остатка кассы устанавливается, в частности, для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков, как в Вашем случае, на следующий день, – в пределах среднедневной выручки наличными деньгами.
Поэтому Вы вправе требовать от банка установление лимита в пределах среднедневной наличной выручки.
Второй вариант освобождения от сверхлимитной наличности можно найти в п. 2.4 Положения.
Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.
При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:
– для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи РФ, – ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;
– для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи РФ, – на следующий день.
А в форме Расчета на установление лимита остатка кассы есть строка «Сроки сдачи выручки: ежедневно, на следующий день, 1 раз в ___ дней, при образовании сверхлимитного остатка (нужное подчеркнуть)».
Поэтому, согласовав с банком срок сдачи наличных денег на следующий день, Вы избежите проблем.
П. 2.14 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации № 14-П установлено, что учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.
В приложении 7 к Положению № 14-П приведены Рекомендации по осуществлению кредитными организациями проверок соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью.
В ходе проверки соблюдения предприятием порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью учреждение банка может рассмотреть, в частности, соответствие записей в кассовой книге данным учреждения банка по суммам и срокам, соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия.
При этом фактическое наличие денег в кассе предприятия, а также условия хранения наличных денег и ценностей представителем учреждения банка не проверяются.
Полнота оприходования в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, рассматривается налоговыми органами при проведении проверок соблюдения налогового законодательства.
Налоговые органы в соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» осуществляют, в частности, контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона № 54-ФЗ, контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
В то же время ФНС РФ в письме от 26.01.2005 г. № 22-3-11/073@ разъяснила, что контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в РФ до сих пор лежит на должностных лицах учреждений банка.
На налоговые органы возложено рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение штрафов, предусмотренных ст. 15.1 КоАП РФ, по сведениям, предоставляемым банками.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!