Положение об особенностях исчисления пособий… Новая редакция
(Постановление Правительства РФ от 01.03.2011 г. № 120 «О внесении изменений в Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»)
С 2011 года порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам и ежемесячных пособий по уходу за ребенком, установленный Федеральным законом РФ от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ, изменился.
Изменения были внесены Федеральным законом РФ от 08.12.2010 г. № 343-ФЗ.
Спустя 3 месяца Правительство РФ постановлением от 01.03.2011 г. № 120 все же утвердило соответствующие изменения и в Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 г. № 375.
Все изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
Прежней редакцией Положения было установлено, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Уточнено, что в средний заработок включаются выплаты и иные вознаграждения в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы.
Сохраняется положение о том, что в случае если застрахованное лицо в расчетном периоде было переведено на другую работу или произошло повышение размера заработной платы, указанные изменения учитываются при определении среднего заработка со дня перевода, с даты повышения заработной платы.
С 2011 года не применяется положение о том, что при наступлении временной нетрудоспособности у беременных женщин или предоставлении им отпуска по беременности и родам в период выполнения ими более легкой работы с сохранением среднего заработка по прежнему месту работы в средний заработок для исчисления пособия включается средний заработок, сохраняемый на время перевода на такую работу.
Как и в Законе № 255-ФЗ, в Положении указано, что пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей), или за иной период, указанный в п. 11 Положения.
П. 11 Положения установлено, что в случае если в 2 календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
П. 8 Положения было установлено, какие периоды, а также начисленные за эти периоды суммы, исключаются из расчетного периода при определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособия.
Поскольку Законом № 255-ФЗ (в ред. от 08.12.2010 г.) изменен порядок исчисления пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не предусматривается периодов, исключаемых из расчетного периода, то и п. 8 Положения исключен.
Как и раньше, застрахованным лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Как и в 2010 году, лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, на число календарных дней каждого месяца, на которые приходится страховой случай.
Например, индивидуальный предприниматель, добровольно уплачивающий взносы в ФСС РФ, заболел в марте 2011 года.
Новая редакция п. 11(1) Положения касается случаев, когда застрахованное лицо в расчетный период и в период, указанный в п. 11, не имело заработка, а также если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.
В данных ситуациях средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
В случаях, еслисредний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.
Например, МРОТ на сегодняшний день 4 330 руб.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
Например, работнику установлен режим неполного рабочего времени – 4-часовой рабочий день (при установленном в организации 8-часовом рабочем дне).
Причем это положение относится только к случаям, когда у застрахованного лица отсутствовал заработок или месячный средний заработок за расчетный период был ниже МРОТ.
При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные исходя из МРОТ размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
То есть даже если пособие по уходу за ребенком исчисляется из МРОТ и определяется пропорционально отработанному времени при режиме неполного рабочего времени, размер пособия по уходу за первым ребенком не может быть в Свердловской области ниже 2 523,49 руб., по уходу за вторым и последующими детьми – не ниже 5 046,97 руб.
Премии и вознаграждения включаются в средний заработок в том же порядке, что и в 2010 году:
– ежемесячные премии и вознаграждения, выплачиваемые вместе с заработной платой данного месяца, включаются в заработок того месяца, за который они начислены;
– премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений, выплачиваемых вместе с заработной платой данного месяца), вознаграждения по итогам работы за квартал, за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, единовременные премии за особо важное задание включаются в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде.
До 2011 года во всех случаях для исчисления пособий использовался средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и застрахованным лицам, которым указанное пособие исчислялось исходя из тарифной ставки или МРОТ.
С 2011 года во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случаях его исчисления исходя из МРОТ.
Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на 730.
В случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в общеустановленном порядке, то есть путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на 730.
Повторим, что в тех случаях, когда средний заработок принимается равным МРОТ, и работник работает на условиях неполного рабочего времени, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени данного работника.
Дни, за которые пособие по временной нетрудоспособности не выплачивается
Согласно п. 17 Положения при исчислении пособия по временной нетрудоспособности из числа календарных дней, за которые оно выплачивается, исключаются календарные дни, приходящиеся на следующие периоды:
а) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты труда в соответствии с законодательством РФ, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;
б) период отстранения от работы в соответствии с законодательством РФ, если за этот период не начисляется заработная плата;
в) период заключения под стражу или административного ареста;
г) период проведения судебно-медицинской экспертизы.
С 2011 года исключаются также дни, приходящиеся на период простоя, за исключением случаев временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя.
Как и раньше, при определении размера пособия, подлежащего выплате, в число учитываемых календарных дней включаются нерабочие праздничные дни.
В 2010 году в случае, если застрахованное лицо было занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначалось и выплачивалось ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности).
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивалось страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
С 2011 года выплата пособия совместителям зависит от того, у каких работодателей совместитель работал в течение двух предшествующих лет.
В случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности).
Пособия в данных случаях исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со ст. 14 Закона № 255-ФЗ по общим правилам, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.
Соответственно, при исчислении пособий страхователем, назначающим и выплачивающим пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Пример расчета пособия по временной нетрудоспособности, приведенный в письме ФСС РФ от 14.12.2010 г. № 02-03-17/05-13765:
У Иванова С.И. временная нетрудоспособность наступила с 20.01.2011 – 31.01.2011, страховой стаж 8 лет, 3 мес. (размер пособия 100%).
На момент наступления заболевания он работал в течение двух календарных лет в ООО «Ромашка» и ООО «Гвоздика» и получил:
|
|
в 2010 году
|
в 2009 году
|
|
ООО «Ромашка»
|
250 000 руб.
|
350 000 руб.
|
|
ООО «Гвоздика»
|
150 000 руб.
|
200 000 руб.
|
1) ООО «Ромашка» – средний дневной заработок равен (250 000 + 350 000) :730 = 821,92 руб.;
сумма пособия составит 821,92 х 12 = 9 863,01 руб.
2) ООО «Гвоздика» – средний дневной заработок равен (150 000 + 200 000) : 730 = 479,45 руб.;
сумма пособия составит 479,45 х 12 = 5 753,40 руб.
При исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком средний заработок учитывается за период, предшествующий периоду работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего указанное пособие.
Пример назначения и расчета пособия по уходу за ребенком (письмо ФСС РФ):
Работница ушла в отпуск по уходу за ребенком с 15 января 2011 г.
На момент ухода в отпуск она работает в ООО «Ромашка» и ООО «Гвоздика» и в течение двух предшествующих календарных лет получила:
|
|
в 2009 году
|
в 2010 году
|
|
ООО «Ромашка»
|
350 000 руб.
|
250 000 руб.
|
|
ООО «Гвоздика»
|
200 000 руб.
|
150 000 руб.
|
|
ООО «Звезда»
|
100 000 руб.
|
|
Расчет пособия делается по одному месту работы (по выбору).
Поскольку средний заработок за время работы у другого страхователя (других страхователей) учитывается за период, предшествующий периоду работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего указанное пособие, то учитывается заработок у другого работодателя в ООО «Звезда» (заработок у ООО «Гвоздика» не учитывается).
за 2009 г. – 450 000 руб. (350 000 руб. (ООО «Ромашка») + 100 000 руб. (ООО «Звезда»));
за 2010 г. – 250 000 руб. (ООО «Ромашка»).
415 000 (предельная величина базы) (из 450 000) руб. + 250 000 руб. = 665 000 руб.
Среднемесячный заработок – 910,96 руб. х 30,4 =
= 27 693,18 руб.
Размер пособия – 27 693,18 х 40% = 11 077,27 руб.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в 2 предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), все пособия назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица, исходя из среднего заработка застрахованного лица за расчетный период.
Пример (письмо ФСС РФ)
У Сидорова В.И. временная нетрудоспособность наступила с 01.02.2011 – 28.02.2011, страховой стаж 7 лет, 3 мес. (размер пособия 80%).
На момент наступления заболевания (в 2011 году) он работал в ООО «Ромашка» и ООО «Гвоздика» и получил:
|
|
в 2010 году
|
в 2009 году
|
|
ООО «Ромашка»
|
350 000 руб.
|
|
|
ООО «Пламя»
|
150 000 руб.
|
|
|
ООО «Заря»
|
|
250 000 руб.
|
за 2009 г. 250 000 руб.;
за 2010 г. 415 000 руб. (из 350 000 руб. + 150 000 руб.).
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему:
– либо страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие;
– либо страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Пример (письмо ФСС РФ)
У Иванова С.И. временная нетрудоспособность наступила с 20.01.2011 – 31.01.2011, страховой стаж 8 лет, 3 мес. (размер пособия 100%).
На момент наступления заболевания (в 2011 году) он работал в течение двух календарных лет в ООО «Лилия» и ООО «Астра» и получил:
|
|
в 2010 году
|
в 2009 году
|
|
ООО «Лилия»
|
250 000 руб.
|
350 000 руб.
|
|
ООО «Астра»
|
150 000 руб.
|
200 000 руб.
|
|
фирма «Звезда»
|
|
300 000 руб.
|
Поскольку указанные пособия исчисляются исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего соответствующее пособие, в этом случае при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается.
Поэтому заработок, полученный в фирме «Звезда», не учитывается при расчете пособия как ООО «Лилия», так и ООО «Астра».
2. Расчет пособия по одному из последних мест работы, например, ООО «Лилия».
за 2009 г. – 350 000 (ООО «Лилия») + 300 000 (фирма «Звезда») + 200 000 (ООО «Астра») = 850 000 руб.
Поскольку средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей предельную величину (415 000 рублей), то при исчислении данных пособий заработок за 2009 г. ограничивается суммой в 415 000 руб.
за 2010 г. – 250 000 руб. + 150 000 руб. = 400 000 руб.
2) Средний дневной заработок равен (415 000 + 400 000) : 730 = 1116,44 руб.
По-прежнему ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4.
В случаях, когда средний заработок для исчисления пособий принимается равным МРОТ, а также лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ежемесячное пособие по уходу за ребенком определяется исходя из МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая (для лиц, работающих на момент наступления страхового случая на условиях неполного рабочего времени, – пропорционально продолжительности рабочего времени).
При этом средний дневной заработок не рассчитывается и коэффициент 30,4 не применяется.
Статья открыта для подписчиков журнала «Академия Бизнеса»
Войдите на сайт или получите пробный доступ, вам откроются все статьи и сервисы для бухгалтера.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Подписка ещё не началась!
Дата начала подписки: {{this.$store.state.user.subscribe_start}}.
После этой даты вы сможете пользоваться доступом к журналу.
