Наши бесплатные каналы для бухгалтера
  • Изменения в законах
  • Практические решения
  • Разборы бухгалтерских ситуаций
  • Бухгалтерские проводки и примеры
  • Напоминания о сроках отчетности
  • Ошибки, за которые штрафуют — и как их избежать

Пособие по временной нетрудоспособности. Если средний заработок ниже МРОТ

При начислении пособия по временной нетрудоспособности сотруднику организации его средний заработок за 2 предыдущих года оказался ниже МРОТ. В статье 14 п. 1 п.п. 1.1 закона № 255-ФЗ от 29.12.2006 г. указан такой случай и то, что расчет производится по МРОТ. Представители ФСС настаивают на обратном. По их мнению, нужно оплачивать по фактически начисленной средней заработной плате, даже если она меньше МРОТ. Правы ли они?

Сотрудники территориального органа ФСС РФ в данном случае неправы.

В соответствии с п. 1.1 ст. 14 Федерального закона РФ от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в случае, если застрахованное лицо в двух календарных годах, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

Аналогичная норма содержится в п. 11(1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 г. № 375.

При этом в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

То есть «уральский» коэффициент применяется к исчисленному размеру пособия.

П. 15 Положения… установлено, что во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок.

В случае если средний заработок, рассчитанный за 2 предшествующих календарных года, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.

ФСС РФ в письме от 11.03.2011 г. № 14-03-18/05-2129 разъяснил, что сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ производится через средний дневной заработок.

Например, в расчетном периоде (2009 и 2010 года) средний заработок застрахованного лица составил 100 000 рублей.

Средний дневной заработок в этом случае составит 136,99 руб. (100 000 / 730).

Средний дневной заработок, исчисленный исходя из МРОТ, равен 142,36 руб. (4 330 x 24 / 730).

Для исчисления пособия из этих двух величин необходимо выбрать большую (142,36 руб.).

Обратите внимание!
С 1 июня 2011 года МРОТ составляет 4 611 рублей.
 

Поэтому при расчете пособий с 1 июня 2011 года следует применять МРОТ в размере 4 611 рублей, а не 4 330 рублей.

При этом, как сообщил ФСС РФ в письме от 14.12.2010 г. № 02-03-17/05-13765, МРОТ применяется без учета районного коэффициента.

Исходя из нового размера МРОТ средний дневной заработок, исчисленный исходя из МРОТ, составит:

151,59 руб. (4 611 руб. х 24 / 730).

Если сотрудники ФСС как-то по своему читают закон, ознакомьте их с мартовским письмом ФСС РФ.

Уж своему-то начальству они должны поверить.
Бухгалтера выбирают журнал «Академия Бизнеса» в работе
Предоставим доступ к сайту и закрытым материалам для бухгалтера
Распечатать статью
Редакция журнала «Академия бизнеса»

Заказать обратный звонок

Оставьте контакты — мы свяжемся с Вами в рабочее время.