Дебиторская и встречная кредиторская задолженности. Формирование резерва по сомнительным долгам

(Письмо Минфина РФ от 21.09.2011 г. № 03-03-06/1/579)

Просроченная и необеспеченная дебиторская задолженность при наличии у налогоплательщика просроченной кредиторской задолженности перед тем же контрагентом не может быть признана сомнительным долгом в связи с возможностью налогоплательщика осуществить в одностороннем порядке зачет встречных обязательств.

Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе сформировать резерв по сомнительным долгам в отношении указанной дебиторской задолженности в той ее части, которая превышает просроченную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед тем же контрагентом.

Такова позиция Минфина РФ.

Отметим, что ранее чиновники считали иначе.

В письме от 16.03.2010 г. № 03-03-06/1/142 Минфин РФ указывал, что при расчете суммы резерва по сомнительным долгам для целей налогообложения величина просроченной дебиторской задолженности определяется по данным инвентаризации дебиторской задолженности без уменьшения на суммы встречной кредиторской задолженности.

Но уже в письме от 06.08.2010 г. № 03-03-06/1/528 финансовое ведомство озвучило ту же позицию, что и в комментируемом письме.

Причем чиновники отталкиваются от ст. 410 ГК РФ, согласно которой обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования.

Для зачета достаточно заявления одной стороны.

Однако зачет взаимных требований является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Как отметил ФАС Поволжского округа в постановлении от 19.07.2011 г. № А65-22211/2010, положения Гражданского кодекса РФ не обязывают организацию осуществлять зачет встречных обязательств при наличии у нее одновременно дебиторской и кредиторской задолженности в отношении одного и того же лица.

Зачет дебиторской задолженности, включенной в резерв, и кредиторской задолженности в виде выданных авансов, которая составляет большую часть, нецелесообразен с экономической точки зрения, поскольку значительная часть кредиторской задолженности, составляют выданные авансы.

Кроме того, и налоговое законодательство не содержит ограничения на включение в состав резерва по сомнительным долгам задолженностей перед организациями, перед которыми одновременно имеется и кредиторская задолженность.

Порядок формирования резерва по сомнительным долгам урегулирован ст. 266 НК РФ, в соответствии с которой сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном указанной статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

НК РФ предъявляет три требования к задолженности, которая может быть включена налогоплательщиком в резерв:

1) задолженность возникла в связи с реализацией товаров, работ, услуг;

2) задолженность не погашена в сроки, установленные договором;

3) задолженность не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Иных ограничений и требований к долгам ст. 266 НК РФ не содержит, в том числе и требования об отсутствии кредиторской задолженности перед тем же контрагентом.

Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

В соответствии с п. 4 ст. 266 НК РФ резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном настоящей статьей.

П. 5 ст. 266 НК РФ предусмотрено, что в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Из перечисленных выше норм следует, что законодатель ограничивает использование резерва по сомнительным долгам исключительно целями покрытия убытков от безнадежных долгов.

При этом порядок формирования резерва по сомнительным долгам не поставлен в зависимость от того, станет ли сомнительный долг безнадежным или нет.

Законодатель приводит различные определения сомнительных и безнадежных долгов, а также положение п. 5 ст. 266 НК РФ, согласно которому сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в текущем отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период.

При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.

В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Таким образом, механизм функционирования резерва по сомнительным долгам позволяет равномерно относить на расходы возможные в будущем убытки от списания безнадежных долгов и своевременно корректировать полноту исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль в тех случаях, когда задолженности, признанные сомнительными и отнесенные в соответствующий резерв, не становятся безнадежными, а также в случае их погашения контрагентами налогоплательщика.

Аналогично рассуждает и ФАС Уральского округа (постановление от 10.06.2009 г. № Ф09-3863/09-С3), подчеркивая, что единственным условием для списания дебиторской задолженности и учета ее в составе внереализационных расходов является безнадежность (нереальность ко взысканию) такой задолженности.

С выводом ФАС Уральского округа согласен и ВАС РФ (Определение от 01.10.2009 г. № ВАС-12755/09).

Распечатать статью