Обращение с отходами. Установлены правила учета

(Приказ Минприроды РФ от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», зарегистрирован в Минюсте РФ 14.10.2011 г. № 22050)

Ст. 1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено негативное воздействие на окружающую среду как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно ст. 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления.

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

То есть в процессе деятельности любых фирм образуются отходы производства и потребления (как минимум – мусор в виде ненужных офисных бумаг, мусор от уборки помещений, использованные канцтовары и т.п.).

Плата взимается за размещение таких отходов.

Размещением считается хранение и захоронение отходов.

Под хранением отходов понимается содержание отходов в объектах размещения отходов (то есть в специально оборудованных для размещения отходов сооружениях, например, на полигонах) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Захоронение отходов – это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Ст. 19 Закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами.

Ростехнадзор в письме от 04.06.2007 г. № 04-09/673 сообщал, что учет должен быть документально оформлен (документы бухгалтерского учета и журнал образования и движения отходов).

Однако до настоящего времени порядок учета нормативно не был установлен.

Утвержденный комментируемым приказом Порядок учета в области обращения с отходами, вступивший в силу с 11 ноября 2011 года, устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

При этом действие Порядка не распространяется на ведение учета в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно­профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты.

Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.

Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников:

– технической и технологической документации;
– бухгалтерской документации;
– актов приема-передачи;
– договоров.

Учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде по прилагаемому образцу (приложения 1, 2, 3, 4 к Порядку).

Хозяйствующий субъект должен определить лицо, ответственное за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Это лицо и будет заполнять таблицы данных учета в области обращения с отходами по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.

Лист (листы) таблицы данных учета заверяется подписью ответственного за учет лица и оттиском круглой печати индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Каждый из листов нумеруется в верхнем правом углу арабской цифрой, нумерация листов при этом сохраняется сквозной в течение всего квартала.

Один раз в месяц, но не позднее 15 числа каждого месяца, учетные листы за предыдущий месяц брошюруются, с приложением к ним титульного листа.

В случае наличия у юридического лица и индивидуального предпринимателя по итогам календарного месяца значительного количества учетных листов (более 100 листов) допускается их брошюрование в несколько книг, при этом каждой книге присваивается порядковый номер, нумерация листов сохраняется сквозной в течение месяца.

Все листы, включая титульный, прошиваются и на последней странице скрепляются оттиском круглой печати и подписью индивидуального предпринимателя (руководителя юридического лица), в результате деятельности которого образуются отходы и/или который осуществляет деятельность в области обращения с отходами и подписью лица, ответственного за осуществление учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Таблицы данных учета ведутся по каждому структурному подразделению (цех, участок, площадка) юридического лица и индивидуального предпринимателя (его филиала).

Все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах и округляются:

– с точностью до трех знаков после запятой (с точностью до килограмма) – для отходов I, II и III классов опасности;

– с точностью до одного знака после запятой – для отходов IV и V  классов опасности.

Вышедшие из употребления люминесцентные лампы, содержащие ртуть, отражаются по массе изделия.

В каждой заполняемой строке таблиц данных учета в столбцах указываются значения количества отходов или, при их отсутствии, – ноль.

Для каждого вида отходов выделяется отдельная строка.

Таблицы данных учета и учетные документы хранятся индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами в течение пяти лет.

В приложении к приказу приведены образцы таблиц:
– Данные учета в области обращения с отходами;

– Данные учета отходов, принятых индивидуальным предпринимателем;

– Данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя;

– Данные учета в области обращения с отходами у индивидуального предпринимателя.

Распечатать статью