Наши бесплатные каналы для бухгалтера
  • Изменения в законах
  • Практические решения
  • Разборы бухгалтерских ситуаций
  • Бухгалтерские проводки и примеры
  • Напоминания о сроках отчетности
  • Ошибки, за которые штрафуют — и как их избежать

Компенсация за отпуск при увольнении. Если отработано не менее 11 месяцев

(Письмо Роструда от 18.12.2012 г. № 1519-6-1)

В соответствии со ст. 127 Трудового кодекса РФ при увольнении работнику выплачивается компенсация за все неиспользованные отпуска.

Роструд подчеркнул, что отпуск, подлежащий замене денежной компенсацией при увольнении работника, рассчитывается исходя из того, что полный отпуск полагается работнику, отработавшему полный рабочий год.

Рабочий год составляет 12 полных месяцев и в отличие от календарного года исчисляется не с 1 января, а со дня поступления работника на работу к конкретному работодателю.

Данное правило было заложено более 70 лет назад в Правилах об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР от 30.04.1930 г., действующих в настоящее время в части, не противоречащей ТК РФ.

В соответствии с п. 1 Правил очередной отпуск предоставляется один раз в течение года работы работника у данного нанимателя, считая со дня поступления на работу, то есть один раз в рабочем году.

Принцип пропорциональности выплаты компенсации за неиспользованные дни отпуска при увольнении, в случае, когда рабочий год полностью не отработан, также закреплен в названных Правилах (п. 28 и 29).

Поскольку в ТК РФ (ст. 127) это правило напрямую не установлено, то следует руководствоваться указанными Правилами с учетом ст. 423 ТК РФ в части необходимости пропорциональности выплаты компенсации.

В случае, когда рабочий год полностью не отработан, дни отпуска, за которые должна быть выплачена компенсация, рассчитываются пропорционально отработанным месяцам.

При этом излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца (п. 35 Правил).

П. 28 Правил установлено, что увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию.

Полная компенсация выплачивается в размере среднего заработка за срок полного отпуска.
То есть за 28 календарных дней.

Верховный Суд РФ своим Решением от 01.12.2004 г. № ГКПИ04-1294 и Определением от 15.02.2005 г. № КАС05-14 подтвердил правомерность применения п. 28, указав, что федеральный закон не регулирует вопрос о механизме расчета компенсации за неиспользованный отпуск работникам, проработавшим до увольнения не менее 11 месяцев, а положения, которые бы запрещали регулировать этот вопрос, таким образом, в федеральном законе не содержатся.

Отметим, что в Определении от 15.02.2005 г. № КАС05-14 Верховный Суд РФ указал, что то обстоятельство, что п. 28 Правил предусматривает право проработавшего не менее 11 месяцев работника при его увольнении на получение полной (а не пропорциональной, соответствующей 11 месяцам работы) компенсации за неиспользованный отпуск, само по себе не может свидетельствовать о наличии каких-либо противоречий между п. 29 Правил и положениями ст. 3, 114 и 127 ТК РФ.

Роструд в комментируемом письме сообщил, что учитывая п. 28 вышеназванных Правил, работникам, проработавшим у данного работодателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, выплачивается полная компенсация.

Положениям ТК РФ это не противоречит, поскольку в соответствии со ст. 121 ТК РФ время ежегодного оплачиваемого отпуска включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск.

Бухгалтера выбирают журнал «Академия Бизнеса» в работе
Предоставим доступ к сайту и закрытым материалам для бухгалтера
Распечатать статью
Редакция журнала «Академия бизнеса»

Заказать обратный звонок

Оставьте контакты — мы свяжемся с Вами в рабочее время.