Из отпуска по уходу за ребенком в декретный отпуск. Предупредите опасность
(Письмо ФСС РФ от 25.10.2013 г. № 15-03-09/12-2985П)
ФСС РФ в комментируемом письме сообщил, что если расчетный период для исчисления пособия по беременности и родам полностью состоит из исключаемых периодов, то в данном случае возможно исчислить пособие из заработка, равного минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на момент наступления страхового случая.
Чиновники объясняют, что поскольку в данном случае произвести расчет среднего дневного заработка не представляется возможным, и в рамках Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» застрахованные лица не могут быть лишены права на пособие по беременности и родам.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ.
Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:
1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Законом № 212-ФЗ не начислялись.
Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный по вышеприведенным правилам, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленных в соответствии с Законом № 212-ФЗ на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
Сумма предельных величин базы за 2012 и 2011 годы – 975 000 руб. (512 000 руб. + 463 000 руб.).
То есть если отпуск по беременности и родам или отпуск по уходу за ребенком наступил в 2013 году, то средний дневной заработок для начисления указанных пособий не может превышать 1335,62 руб.
Если работница уходит в декретный отпуск в 2013 году, то расчетным периодом для нее будут 2011, 2012 годы.
Если весь период 2011–2012 годов работница находилась сначала в декрете, а затем в отпуске по уходу за ребенком, то количество календарных дней, исключаемых из расчетного периода, составляет 731 день.
В то же время в период отпуска по уходу за ребенком сотрудница может работать в компании на условиях неполного рабочего времени и получать зарплату, на которую начисляются взносы в ФСС РФ.
Согласно ст. 256 ТК РФ по заявлению застрахованного лица предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
При этом, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком застрахованные лица могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
Таким образом, при определении среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам из расчетного периода исключаются календарные дни, приходящиеся на отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком, а суммы заработка, начисленные в этом периоде за работу на условиях неполного рабочего времени, на которые начислялись страховые взносы в Фонд в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, включаются в средний заработок застрахованного лица.
Но поскольку число календарных дней в расчетном периоде равно нулю, ФСС и считает, что определить средний дневной заработок невозможно.
А значит, нужно исчислять пособие из заработка, равного МРОТ.
Согласно ст. 14 Закона № 255-ФЗ если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Однако не все женщины осведомлены о наличии такого права.
А поскольку календарные годы расчетного периода могут быть заменены предшествующими годами только по заявлению застрахованного лица, работникам бухгалтерии желательно предлагать сотрудницам, оказавшимся в рассматриваемой ситуации, написать заявление о замене годов в расчетном периоде.
Статья открыта для подписчиков журнала «Академия Бизнеса»
Войдите на сайт или получите пробный доступ, вам откроются все статьи и сервисы для бухгалтера.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Подписка ещё не началась!
Дата начала подписки: {{this.$store.state.user.subscribe_start}}.
После этой даты вы сможете пользоваться доступом к журналу.
