Наши бесплатные каналы для бухгалтера
  • Изменения в законах
  • Практические решения
  • Разборы бухгалтерских ситуаций
  • Бухгалтерские проводки и примеры
  • Напоминания о сроках отчетности
  • Ошибки, за которые штрафуют — и как их избежать

Обязательное пенсионное страхование. Новое в 2014 году

(Федеральный закон от 04.12.2013 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения»)

Комментируемым законом внесены изменения в:

– Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

– Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

– Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Определение варианта пенсионного обеспечения застрахованных лиц

С 1 января 2014 года новой ст. 33.3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлен порядок определения варианта пенсионного обеспечения застрахованных лиц.

По общему правилу для лиц 1967 года рождения и моложе, которые до 31 декабря 2015 г. включительно в порядке, установленном Законом № 75-ФЗ и Законом № 111-ФЗ, заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании (за исключением случая, если застрахованное лицо изменило вариант своего пенсионного обеспечения, отказавшись от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направив указанный в настоящем пункте размер процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой части трудовой пенсии), устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6% индивидуальной части тарифа страхового взноса.

Согласно п. 1 ст. 31 Закона № 111-ФЗ при формировании накопительной части трудовой пенсии застрахованные лица до обращения за установлением накопительной части трудовой пенсии имеют право:

1) выбирать инвестиционный портфель управляющей компании, отобранной по конкурсу, либо расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг государственной управляющей компании;

2) отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и выбрать негосударственный пенсионный фонд в соответствии с законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании;

3) в порядке, установленном федеральным законом, отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через негосударственные пенсионные фонды и осуществлять формирование накопительной части трудовой пенсии через ПФР, выбрав инвестиционный портфель управляющей компании, отобранной по конкурсу, либо расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

Для указанных лиц до реализации ими в течение установленных периодов права выбора, предусмотренного п. 1 ст. 31 Закона № 111-ФЗ, а также не реализовавших в течение установленных периодов право выбора, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой части трудовой пенсии 6% индивидуальной части тарифа страхового взноса.

Застрахованные лица 1967 года рождения и моложе, которые заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в НПФ либо с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, вправе изменить вариант своего пенсионного обеспечения, направив на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6% индивидуальной части тарифа страхового взноса либо отказавшись от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направив указанный размер процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Указанные лица должны подать заявление об отказе от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направлении на финансирование страховой части трудовой пенсии указанного размера процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса в порядке, установленном Правительством РФ.

Лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, вправе в порядке, установленном Законом № 75-ФЗ и Законом № 111-ФЗ, заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаггосударственной управляющей компании (при внесении изменений вединый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении ПФР заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6% индивидуальной части тарифа страхового взноса).

В случае, если указанные лица по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Для указанных лиц до реализации ими в течение установленных периодов права выбора, предусмотренного п. 1 ст. 31 Закона от № 111-ФЗ, а также не реализовавших в течение установленных периодов право выбора, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой части трудовой пенсии 6% индивидуальной части тарифа страхового взноса.

Новый тариф страхового взноса начинает применяться для учета на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц с 1 января года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о переходе в НПФ либо заявления о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании (при внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении заявления о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании).

Согласно ст. 36.8 Федерального закона от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» застрахованное лицо до обращения за установлением накопительной части трудовой пенсии может воспользоваться правом на переход в ПФР не чаще одного раза в год путем подачи заявления в ПФР.

С 1 января 2014 года в заявлении о переходе в ПФР застрахованное лицо указывает выбранный им вариант осуществления своего пенсионного обеспечения, а именно направление на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6,0% индивидуальной части тарифа страхового взноса либо отказ от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направление указанного размера процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Индивидуальный (персонифицированный) учет

В соответствии с п.п. 13 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указывается сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов.

С 1 января 2014 года для лиц 1967 года рождения и моложе, в отношении которых осуществляется формирование накопительной части трудовой пенсии в ПФР, учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов по тарифу 16 процентного пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.

А для лиц 1967 года рождения и моложе, которые в порядке, установленном Федеральным законом от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ, Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ и Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ, заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании (при внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении ПФР заявления о выборе инвестиционного портфеля), сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии учитывается в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов по тарифу 10 процентного пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.

Исключение составляет случай, если застрахованное лицо изменило вариант своего пенсионного обеспечения, отказавшись от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направив на финансирование страховой части трудовой пенсии 16% индивидуальной части тарифа страхового взноса.

В специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указывается сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившая на накопительную часть трудовой пенсии.

С 1 января 2014 года сумма страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по каждому застрахованному лицу определяется на основании сведений о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, на которые начислены страховые взносы в соответствии с законодательством РФ в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов, и сведений о выборе застрахованным лицом варианта пенсионного обеспечения (0 или 6% на финансирование накопительной части трудовой пенсии).

Для лиц 1967 года рождения и моложе, в отношении которых осуществляется формирование накопительной части трудовой пенсии в ПФР, указанная сумма учитывается по тарифу 0 процентного пункта тарифа страхового взноса.

Для лиц 1967 года рождения и моложе, которые в порядке, установленном Законом № 75-ФЗ, Законом № 167-ФЗ и Законом № 111-ФЗ, заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в НПФ либо с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании (при внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении ПФР заявления о выборе инвестиционного портфеля), сумма страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии учитывается по тарифу 6 процентного пункта тарифа страхового взноса.

Исключение составляет случай, если застрахованное лицо изменило вариант своего пенсионного обеспечения, отказавшись от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направив указанный размер процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Страховые взносы в ПФР
С 1 января 2014 года в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона № 167-ФЗ страховщик обязан:

– определять суммы страховых взносов, начисленных на страховую и накопительную части трудовой пенсии, в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0 или 6% индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии);

– учитывать сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившую на счет ПФР в последние три месяца отчетного периода, для расчета сумм уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за этот период.

Если сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившая на счет ПФР от плательщика страховых взносов в последние три месяца отчетного периода, меньше суммы начисленных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за тот же период по всем застрахованным лицам, о которых представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета, сумма уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по каждому застрахованному лицу отражается на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц пропорционально сумме начисленных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

То есть учет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии (начиная с расчетного периода 2014 года), будет осуществлять ПФР на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения.

Сумма страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии будет перечисляться на отдельный счет ПФР в Федеральном казначействе из средств страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступивших и зачисленных в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии, с применением КБК, предназначенного для учета средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

А страхователи будут осуществлять уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование единым расчетным документом, направляемым в ПФР на соответствующие счета Федеральногоказначейства, сприменением кода бюджетной классификации, предназначенного для учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии.

Тарифы страховых взносов

Ст. 22 Закона № 167-ФЗ для страхователей, производящих выплаты физическим лицам, установлен общий тариф страхового взноса.

В 2014 году так же, как и в 2013 году, установлен тариф страхового взноса 26%.

При этом с 2014 года определение суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии в отношении застрахованных лиц осуществляется ПФР на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0 или 6% на финансирование накопительной части трудовой пенсии) по следующим тарифам:

Тариф страхового взноса для лиц 1967 года рождения и моложе

Вариант пенсионного обеспечения 0%
на финансирование накопительной части трудовой пенсии

Вариант пенсионного обеспечения 6%
на финансирование накопительной части трудовой пенсии

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

26%, из них:

10% – солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% – индивидуальная часть тарифа страховых взносов

0% – индивидуальная часть тарифа страховых взносов

20%, из них:

10%– солидарная часть тарифа страховых взносов;

10% – индивидуальная часть тарифа страховых взносов

6% – индивидуальная часть тарифа страховых взносов

На 2014 год сохраняются пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей, установленные ранее ст. 33 Закона № 167-ФЗ.

Тариф страхового взноса 8%:

– для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям, участникам (в том числе совместно с другими лицами) таких хозяйственных обществ, участникам таких хозяйственных партнерств — бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями;

– для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне, для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства РФ в кластер;

– для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности.

Тариф страхового взноса 20%:

– для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с ОКВЭД), которых являются виды деятельности, перечисленные в п.п. 8 п. 1.4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ);

– для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и уплачивающих ЕНВД, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих ЕНВД, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности;

– для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством РФ порядке, применяющих УСН и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);

– для благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном законодательством РФ порядке и применяющих УСН;

– для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в п.п. 19, 45–47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ.

Тариф страхового взноса 21%:

– для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Даль­него Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

– для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН;

– для страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, – в отношении указанных выплат и вознаграждений, для общественных организаций инвалидов, для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%, для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением страхователей, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.

Тариф страхового взноса 23,2%:

для страхователей — российских организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам и осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является:

– деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта – в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;

– издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации – в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.

В 2014–2016 годах для страхователей, производящих выплаты физическим лицам, за исключением страхователей, которым установлены пониженные тарифы страховых взносов, применяется тариф страхового взноса 22% (в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов) и 10% (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов).

То есть размер страховых взносов также не изменился.

Напомним, что во всех случаях определение суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии в отношении застрахованных лиц будет осуществлять ПФР на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0 или 6% на финансирование накопительной части трудовой пенсии).

А страхователи будут перечислять страховые взносы одной «платежкой» на КБК для страховой части трудовой пенсии.

Надёжный источник для бухгалтера с 1995 года!
Есть вопрос по бухучету, налогам или кадрам?
Подписчики журнала могут бесплатно задать вопрос аудитору или юристу. Оставьте контакты, и мы расскажем, как получить консультацию.
Распечатать статью
Редакция журнала «Академия бизнеса»

Заказать обратный звонок

Оставьте контакты — мы свяжемся с Вами в рабочее время.