Рабочее время и время отдыха водителей. Уточненные правила

(Приказ Минтранса РФ от 24.12.2013 г. № 484 «О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. № 15», зарегистрирован в Минюсте РФ 10.06.2014 г. № 32636)

С 5 июля
2014 г.
Изменения, внесенные в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15, вступают в силу с 5 июля 2014 года.
Для всех водителей
Напомним, что Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ.
Без огра-
ничений
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс можно направить двух и более водителей.
Продолжи-тельность смены
Согласно п. 12 Правил водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
!
Теперь данное правило распространяется также на перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.
Перерыв
между двумя частями смены
Ранее перерыв между двумя частями смены предоставлялся в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

С 5 июля 2014 года перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

!
 
Время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно теперь включается в рабочее время водителя.
Автобусы
 
При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.
Исключено
 
Исключено положение о том, что суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 часов.
Было
Ранее на междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставлялся специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути.
С 05.07.2014 г.
 
С 5 июля 2014 года указанный перерыв предоставляется после 4 часов непрерывного управления автомобилем.

Только для между-городних перевозок

П. 22 Положения установлено, что время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50%.

Уточнено, что данная норма распространяется только на водителей, осуществляющих междугородную перевозку.

Минимальный срок перерыва
Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.

С 5 июля 2014 года вводится минимальный временной размер перерыва – не менее 30 минут.

 
По-новому прописаны правила предоставления междусменного отдыха при суммированном учете рабочего времени.
Между-сменный
отдых
 
При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника.
 
При этом предоставляется ежедневный междусменный отдых не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом.
 
Все это допускается по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии – иным представительным органом работников.
Между-городние перевозки
 
На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов.
Сокращение
 
Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха.
 
В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд.
 
В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов.
Для водителя
Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли, по крайней мере, два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.
Отсутствие места стоянки
 
На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29, 6.4, 7.9, 7.11 согласно приложению № 1 к Правилам дорожного движения РФ, утвержденным постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090, водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками.

Распечатать статью