Обязательное социальное страхование. Изменения с 2015 года
(Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»)
Плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за следующие периоды:
– ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более четырех с половиной лет в общей сложности;
– ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
– проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
– проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах,
в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
В соответствии с п. 7 ст. 14 Закона № 212-ФЗ в случае, если в течение расчетного периода плательщиками страховых взносов, имеющими право на освобождение от уплаты страховых взносов на вышеуказанном основании, осуществлялась соответствующая деятельность, такие плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых ими осуществлялась соответствующая деятельность.
С 1 января 2015 года за неполный месяц соответствующей деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Формы расчетов по страховым взносам в ФСС РФ, ПФР будут утверждать непосредственно соответствующие фонды.
Согласно п. 6 ст. 16 Закона № 212-ФЗ физические лица, прекратившие деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до конца расчетного периода, обязаны в двенадцатидневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства представить в соответствующий территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы КФХ включительно.
С 1 января 2015 года сумма страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с указанным расчетом, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета.
Предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов
С 1 января 2015 года плательщики страховых взносов имеют право получать отсрочку (рассрочку) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в порядке и на условиях, которые установлены законом.
Порядок предоставления отсрочки (рассрочки) установлен новыми ст. 18.1–18.5 Закона № 212—ФЗ.
Отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов представляет собой изменение срока уплаты страховых взносов при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности по страховым взносам.
Отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов не отменяет существующей обязанности по уплате страховых взносов и не создает новой обязанности по уплате страховых взносов.
Отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов может быть предоставлена плательщику страховых взносов, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти страховые взносы в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов таких страховых взносов возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение плательщику страховых взносов ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств плательщику страховых взносов и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до плательщика страховых взносов — получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.
Если отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов предоставлена по указанным в п. 1 и 2 основаниям, на сумму задолженности по страховым взносам проценты не начисляются;
3) сезонный характер производства и (или) реализации плательщиком страховых взносов товаров, работ или услуг.
Если отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов предоставлена по указанному основанию, на сумму задолженности по страховым взносам начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, предоставленной плательщику страховых взносов.
Отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов предоставляется в отношении всей заявленной суммы страховых взносов по одному виду обязательного социального страхования.
По страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной пенсии и (или) по нескольким видам обязательного социального страхования отсрочка (рассрочка) не предоставляется.
Отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предоставляется по страховым взносам на финансирование страховой пенсии при отсутствии на день подачи заявления о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки) задолженности по страховым взносам на финансирование накопительной пенсии.
Вышеуказанные положения применяются также при предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате пеней и штрафов (ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ).
Отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов не предоставляется, если в отношении плательщика страховых взносов:
1) ведется производство по делу о нарушении законодательства РФ о страховых взносах либо по делу об административном правонарушении в области страхования;
2) в течение трех лет, предшествующих дню подачи плательщиком страховых взносов заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, органом ПФР или ФСС РФ было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением условий предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
При наличии указанных выше обстоятельств решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.
Об отмене вынесенного решения плательщик страховых взносов уведомляется в письменной форме в трехдневный срок со дня отмены.
Плательщик страховых взносов вправе обжаловать такое решение в порядке, установленном законом (ст. 18.2 Закона № 212-ФЗ).
Согласно новой ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов предоставляется по заявлению плательщикастраховых взносов в соответствующий орган, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
К заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов прилагаются следующие документы:
1) акт совместной сверки расчетов по страховым взносам;
2) справка налогового органа по месту учета плательщика страховых взносов, содержащая перечень всех открытых плательщику страховых взносов счетов в банках;
3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам плательщика страховых взносов в банках, а также о наличии у плательщика страховых взносов расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика страховых взносов в банках;
5) обязательство плательщика страховых взносов, предусматривающее на период предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый плательщиком страховых взносов график погашения задолженности;
6) документы, подтверждающие наличие оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
К заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов по указанным в ст. 18.1 Закона № 212-ФЗ основаниям, прилагаются отдельные соответствующие для каждого основания документы, перечисленные выше.
Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов или об отказе в ее предоставлении принимается органом, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки), в течение 30 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки).
По ходатайству плательщика страховых взносов орган, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки), вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов) приостановлении уплаты суммы задолженности по страховым взносам плательщиком страховых взносов.
Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов вступает в силу со дня, установленного в этом решении.
При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты страховых взносов, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.
Ст. 18.5 Закона № 212-ФЗ установлен порядок прекращения действия отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
С 1 января 2015 года в соответствии со ст. 24 Закона № 212-ФЗ банки обязаны выдавать органам контроля за уплатой страховых взносов справки о наличии счетов в банках и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса органа контроля за уплатой страховых взносов.
Справки о наличии счетов в банках и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках могут быть запрошены органами контроля за уплатой страховых взносов в следующих случаях:
1) проведение выездных или камеральных проверок плательщиков страховых взносов;
2) вынесение решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках.
С 1 января 2015 года пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов
В соответствии со ст. 26 Закона № 212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
С 1 января 2015 года такое сообщение может быть как в письменной форме, так и в форме электронного документа.
Плательщик страховых взносов также вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов, поданное в письменной форме или в форме электронного документа.
Зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования, администрируемых одним органом контроля за уплатой страховых взносов, в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, платежей по погашению недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, администрируемым тем же органом контроля за уплатой страховых взносов, производится по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа.
Обязанности плательщика страховых взносов
С 1 января 2015 года отменяется обязанность плательщиков страховых взносов — организаций и индивидуальных предпринимателей письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
– о создании или закрытии обособленных подразделений организации в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или закрытия обособленного подразделения (прекращения деятельности организации через обособленное подразделение);
– о реорганизации или ликвидации организации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Согласно п. 11 ст. 35 Закона № 212-ФЗ выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев.
С 1 января 2015 года при наличии оснований указанный срок может быть продлен до четырех или шести месяцев.
Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) проверки могут являться:
1) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у плательщика страховых взносов нарушений законодательства РФ о страховых взносах и требующей дополнительной проверки;
2) наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится выездная (повторная выездная) проверка;
3) проведение выездной (повторной выездной) проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:
а) четыре и более обособленных подразделения – до четырех месяцев;
4) непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) проверки.
Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) проверки органом контроля за уплатой страховых взносов, проводящим выездную (повторную выездную) проверку, в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) проверки.
Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов.
Установлено, что повторной выездной проверкой плательщика страховых взносов признается выездная проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по страховым взносам за тот же период.
При проведении повторной выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной проверки.
Повторная выездная проверка плательщика страховых взносов может проводиться:
1) вышестоящим органом контроля за уплатой страховых взносов – в порядке контроля за деятельностью органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку;
2) органом контроля за уплатой страховых взносов, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления плательщиком страховых взносов уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, в котором указана сумма страховых взносов в размере, меньшем ранее заявленного.
В рамках повторной выездной проверки проверяется период, за который представлен уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Если при проведении повторной выездной проверки выявлен факт совершения плательщиком страховых взносов нарушения законодательства РФ о страховых взносах, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, к плательщику страховых взносов не применяются штрафные санкции, за исключением случая, если невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между плательщиком страховых взносов и должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения
Ст. 44 Закона № 212-ФЗ установлены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения.
Также с 1 января 2015 года признавать обстоятельства исключающими вину лица в совершении правонарушения, помимо перечисленных в ст. 43 Закона № 212-ФЗ, может только суд.
Органы ПФР и ФСС РФ лишаются такого права.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!