Специальная оценка условий труда

Аттестация рабочих мест закончилась в апреле 2013 года. Нужно ли нам проводить специальную оценку условий труда?

Нет, не нужно.

П. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлено, что в случае, если до дня вступления в силу закона (до 1 января 2014 г.) в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

При этом для целей, определенных ст. 7 Закона № 426-ФЗ, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до 1 января 2014 г. порядком.

Работодатель вправе (но не обязан!) провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Законом № 426-ФЗ, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (до 1 января 2014 г.), аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 г. включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, установленных п. 2.1 ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2014 г., признаны вредными и (или) опасными.

Минтруд РФ в письме от 18.04.2014 г. № 17-3/В-171 сообщил, что если по результатам аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 г., условия труда физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 2–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», признаны вредными и (или) опасными, то в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу таких лиц в зависимости от установленного по результатам аттестации рабочих мест класса (подкласса) условий труда применяются дополнительные тарифы страховых взносов, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Результаты аттестации рабочих мест могут быть использованы работодателями в целях, установленных Законом № 426-ФЗ, за исключением освобождения от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительному тарифу (Разъяснение Минтруда РФ от 07.03.2014 г.).

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда могут быть учтены при изменении установленной работающим с вредными и (или) опасными условиями труда продолжительности рабочего времени, но не могут повлиять на обеспеченность работника ранее установленными гарантиями и компенсациями.

Согласно ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре указываются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях применения трудового законодательства с 1 января 2014 г. должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Закона № 426-ФЗ (письмо Минтруда РФ от 21.03.2014 г. № 15-1/В-298).

Распечатать статью