Принять на работу иностранного соотечественника
Наша организация собирается принять на работу беженца из Казахстана, имеющего Свидетельство участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Как правильно оформить данного работника и какие налоги и страховые взносы перечислить предприятию и в каком размере? Нужно ли оформить СНИЛС, а также уведомить какие-либо ведомства о принятии на работу переселенца?
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государств.
Ст. 13 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица, в частности, проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 13 Закона № 62-ФЗ.
В случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22.06.2006 г. № 637 (далее по тексту – Программа), и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта РФ, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Программой, они могут быть приняты в гражданство РФ в упрощенном порядке.
Таким образом, изначально лицо, являющееся участником Программы, признается иностранным гражданином.
Согласно п. 19 Программы участник Программы и члены его семьи имеют право, в частности, на получение разрешения на временное проживание вне квот, вида на жительство, а также на приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке в соответствии с законодательством РФ о гражданстве РФ.
Временно проживающий в РФ иностранный гражданин – это лицо, получившее разрешение на временное проживание.
Разрешение на временное проживание – это подтверждение права иностранного гражданина временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа.
Вид на жительство – это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ.
Лицо, получившее вид на жительство, является постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином.
По общему правилу, установленному ст. 13 Закона № 115-ФЗ, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста 18 лет, при наличии разрешения на работу.
Однако указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, являющихся участниками Программы, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ.
Следовательно, при приеме на работу в Вашем случае не требуется ни разрешение на работу, ни разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
То есть работодатель не обязан уведомлять орган ФМС и службу занятости о приеме на работу таких граждан.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан.
Следовательно, трудовой договор в Вашем случае заключается по тем же правилам, что и с работником — гражданином России.
Согласно ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Форма трудовой книжки и форма вкладыша в трудовую книжку утверждены постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225.
При этом имеющиеся у работников трудовые книжки ранее установленного образца действительны и обмену на новые не подлежат.
Ранее форма трудовой книжки была утверждена постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 г. № 656.
Следовательно, если работник представит трудовую книжку образца 1973 г. (времен СССР), то Вы вправе внести в нее запись о приеме на работу.
Если же трудовая книжка – по форме, утвержденной другим государством (в частности, Казахстаном), то работодатель должен оформить новую трудовую книжку по форме, утвержденной постановлением № 225.
Особенности учета в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, утверждены приказом Минфина РФ от 21.10.2010 г. № 129н.
Согласно п. 4 документа постановка на учет в налоговом органе иностранного гражданина по месту жительства, в отношении которого получены сведения о факте регистрации по месту жительства и не состоящего на учете в этом налоговом органе, осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщенных органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства.
В течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом с уведомлением о вручении) иностранному гражданину уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ.
Датой постановки на учет в налоговом органе иностранного гражданина является дата регистрации иностранного гражданина по месту жительства.
Согласно п. 1 ст. 224 НК РФ иностранные граждане, получающие доходы от российских компаний, в соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ признаются налогоплательщиками НДФЛ.
Доходы, полученные физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами, как от источников в РФ, так и от источников за пределами РФ, подлежат обложению НДФЛ по ставке в размере 13%.
А п. 3 ст. 224 НК РФ установлено, что налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением, в частности, доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности участниками Программы, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в РФ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%.
Таким образом, в Вашем случае доход от трудовой деятельности работника облагается НДФЛ по ставке 13%.
Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218–221 НК РФ.
П. 4 ст. 210 НК РФ определено, что для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению.
При этом налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218–221 НК РФ, не применяются.
П. 1 ст. 224 НК РФ установлено, что для доходов физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ от осуществления трудовой деятельности, налоговая ставка установлена в размере 13%.
В соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Еслииностранный гражданин — «переселенец» не является налоговым резидентом РФ и его доходы облагаются по ставке 13%, предусмотренной п. 3 ст. 224 НК РФ, то вычеты, предусмотренные ст. 218–221 НК РФ, не предоставляются.
Когда указанный иностранный гражданин станет налоговым резидентом РФ и его доходы будут облагаться по ставке 13%, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, ему могут быть предоставлены вычеты по НДФЛ (письмо ФНС РФ от 30.10.2014 г. № БС-3-11/3689).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица – это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с законом.
Застрахованными лицами являются в том числе и постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане.
Поэтому страховые взносы в ПФР уплачиваются в отношении «переселенцев», постоянно проживающих на территории РФ, в таком же порядке и по тем же тарифам, что и в отношении российских работников.
Страхователи в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан, временно проживающих на территории РФ, заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному законом для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц (п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ).
С 1 января 2015 года указанные граждане признаются застрахованными лицами независимо от срока заключения трудового договора.
Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» действие данного закона распространяется как на граждан РФ, так и на иностранных граждан.
Согласно п. 1 ст. 5 указанного Закона обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта).
Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором заказчик работ, услуг обязан уплачивать страховые взносы за физическое лицо, выполняющее работу.
Ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» установлено, что застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, работающие по трудовому договору.
Следовательно, страховые взносы в ФФОМС и ФСС РФ начисляются в общеустановленном порядке.
Статья открыта для подписчиков журнала «Академия Бизнеса»
Войдите на сайт или получите пробный доступ, вам откроются все статьи и сервисы для бухгалтера.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Подписка ещё не началась!
Дата начала подписки: {{this.$store.state.user.subscribe_start}}.
После этой даты вы сможете пользоваться доступом к журналу.
