Наши бесплатные каналы для бухгалтера
  • Изменения в законах
  • Практические решения
  • Разборы бухгалтерских ситуаций
  • Бухгалтерские проводки и примеры
  • Напоминания о сроках отчетности
  • Ошибки, за которые штрафуют — и как их избежать

Выплаты превысили предельную величину базы по страховым взносам. Алгоритм действий и примеры

(Письмо ФНС РФ от 13.07.2020 г. № БС-4-11/11315@)

В соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 г. № 102-ФЗ с 1 апреля 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов:

1) на обязательное пенсионное страхование:

а) в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – в размере 10%;

б) свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – в размере 10%;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее – ОСС на ВНиМ) – в размере 0%;

3) на обязательное медицинское страхование – в размере 5%.

Вместе с тем к части выплат, не превышающей в месяц величину МРОТ, субъектами МСП применяются тарифы страховых взносов, установленные ст. 425 НК РФ, в совокупном размере 30%.

При исчислении страховых взносов на ОПС и ОСС на ВНиМ за месяц, в течение которого произошло превышение сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица над предельной величиной базы для исчисления страховых взносов на ОПС и ОСС на ВНиМ следует учитывать следующее.

Согласно п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в абз. 2 и 3 п.п. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 421 НК РФ для плательщиков страховых взносов — работодателей устанавливается предельная величина базы для исчисления страховых взносов на ОПС (в 2020 году – 1 292 000 рублей) и ОСС на ВНиМ (в 2020 году – 912 000 рублей).

Субъекты МСП, начиная с выплат за апрель 2020 года:

1. Исчисляют страховые взносы на ОПС в следующем порядке:

– тариф страховых взносов на ОПС в размере 22%, установленный ст. 425 НК РФ, применяется только к части выплат в пользу физического лица, не превышающей в течение месяца величину МРОТ (12 130 рублей);

– тариф страховых взносов на ОПС в размере 10%, установленный п.п. «а» п. 1 ст. 6 Закона № 102-ФЗ, применяется к остальной части выплат за месяц, превышающей МРОТ.

В случае, если сумма выплат в пользу работника, определяемая нарастающим итогом с начала расчетного (отчетного) периода, превысила установленную предельную величину базы для исчисления страховых взносов на ОПС, то суммы такого превышения облагаются субъектами МСП страховыми взносами на ОПС по тарифу в размере 10%, установленному п.п. «б» п. 1 ст. 6 Закона № 102-ФЗ.

Пример 1

В пользу работника за период январь–март 2020 года были произведены выплаты в размере 1 200 000 рублей.

За апрель 2020 года указанному работнику начислено еще 200 000 рублей, то есть сумма выплат в пользу работника, определяемая нарастающим итогом с начала расчетного (отчетного) периода, в апреле 2020 года превысила предельную величину базы для исчисления страховых взносов на ОПС на (1 200 000 + 200 000) – 1 292 000 = 108 000 рублей.

Соответственно, 200 000 – 108 000 = 92 000 рублей – величина выплат за апрель 2020 года, которая входит в предельную величину базы для исчисления страховых взносов на ОПС.

В этом случае по тарифам страховых взносов, установленным ст. 425 НК РФ, облагается часть выплат за апрель 2020 года, не превышающая величину МРОТ, то есть 12 130 рублей.

Часть выплат за месяц сверх МРОТ, не превышающая предельную величину базы для исчисления страховых взносов на ОПС, в размере 92 000 – 12 130 = 79 870 рублей облагается страховыми взносами на ОПС по тарифу 10%, установленному п.п. «а» п. 1 ст. 6 Закона № 102-ФЗ.

Часть выплат, превышающая с начала расчетного (отчетного) периода предельную величину базы для исчисления страховых взносов на ОПС, в размере 108 000 рублей облагается страховыми взносами на ОПС по тарифу 10%, установленному п.п. «б» п. 1 ст. 6 Закона № 102-ФЗ.

2. Исчисляют страховые взносы на ОСС на ВНиМ в следующем порядке:

– тариф страховых взносов на ОСС на ВНиМ в размере 2,9% (в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г.№ 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») в размере 1,8%), установленный ст. 425 НК РФ, применяется только к части выплат в пользу физического лица, не превышающей в течение месяца величину МРОТ (12 130 рублей);

– тариф страховых взносов на ОСС на ВНиМ в размере 0%, установленный п. 2 ст. 6 Закона № 102-ФЗ, применяется к остальной части выплат за месяц, превышающей МРОТ.

В случае, если сумма выплат в пользу работника, определяемая нарастающим итогом с начала расчетного (отчетного) периода, превысила установленную предельную величину базы для исчисления страховых взносов на ОСС на ВНиМ, то суммы такого превышения не подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с п. 2 ст. 425 НК РФ.

Пример 2

В пользу работника за период январь–март 2020 года были произведены выплаты в размере 750 000 рублей.

За апрель 2020 года указанному работнику начислено еще 250 000 рублей, то есть сумма выплат в пользу работника, определяемая нарастающим итогом с начала расчетного (отчетного) периода, в апреле превысила предельную величину базы для исчисления страховых взносов на ОСС на ВНиМ на (750 000 + 250 000) – 912 000 = 88 000 рублей.

Соответственно, 250 000 – 88 000 = 162 000 рублей – величина выплат за апрель 2020 года, которая входит в предельную величину базы для исчисления страховых взносов на ОСС на ВНиМ.

В этом случае по тарифам страховых взносов, установленным ст. 425 НК РФ, облагается часть выплат за апрель 2020 года, не превышающая величину МРОТ, то есть 12 130 рублей.

Часть выплат за месяц сверх МРОТ, не превышающая предельную величину базы для исчисления страховых взносов на ОСС на ВНиМ, в размере 162 000 – 12 130 = = 149 870 рублей облагается страховыми взносами на ОСС на ВНиМ по тарифу 0%, установленному п. 2 ст. 6 Закона № 102-ФЗ.

Часть выплат, превышающая с начала расчетного (отчетного) периода предельную величину базы для исчисления страховых взносов на ОСС на ВниМ, в размере 88 000 рублей не подлежит обложению страховыми взносами на ОСС на ВНиМ на основании п. 2 ст. 425 НК РФ.

Исчисление страховых взносов с сумм оплаты работнику дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, и возмещаемых ФСС РФ

Исходя из положений ст. 420, 421 и 422 НК РФ оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке, как выплата в рамках трудовых отношений.

В соответствии с ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС РФ.

В связи с этим расходы по оплате указанных дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, а также по страховым взносам, исчисленным с этих выплат, возмещаются плательщикам страховых взносов ФСС РФ.

Учитывая особый порядок исчисления субъектами МСП страховых взносов, установленный Законом № 102-ФЗ, указанные плательщики страховых взносов облагают часть выплат, не превышающую в течение месяца МРОТ, по общеустановленным ст. 425 НК РФ тарифам страховых взносов (в размере 30%), а оставшуюся часть выплат за месяц – по тарифам, установленным Законом № 102-ФЗ (в размере 15%).

При этом в целях получения от ФСС РФ возмещения сумм страховых взносов, исчисленных с оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, для исчисления таких сумм необходимо сначала определить долю оплаты указанных дополнительных выходных дней в общем объеме выплат за месяц (пропорционально), которую потом следует умножить на сумму страховых взносов, исчисленных за месяц с общей суммы выплат.

Пример 3

Общая сумма выплат в течение месяца в пользу физического лица составляет 75 000 рублей, из них 15 000 рублей – оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом.

С общей суммы выплат субъект МСП исчисляет страховые взносы:

12 130 × 30% + (75 000 – 12 130) × 15% = 13 069,5 рублей.

Доля сумм оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, в общем объеме выплат за месяц составляет 15 000 / 75 000 = 0,2.

Исчисление субъектом МСП страховых взносов только с сумм оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами:

13 069,5 × 0,2 = 2 613,9 рублей.

Таким образом, страховые взносы с сумм оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, учитывая положения Закона № 213-ФЗ, подлежат возмещению за счет ФСС РФ в размере 2 613,9 рублей.

Надёжный источник для бухгалтера с 1995 года!
Есть вопрос по бухучету, налогам или кадрам?
Подписчики журнала могут бесплатно задать вопрос аудитору или юристу. Оставьте контакты, и мы расскажем, как получить консультацию.
Распечатать статью
Редакция журнала «Академия бизнеса»

Заказать обратный звонок

Оставьте контакты — мы свяжемся с Вами в рабочее время.