«Налог на профессиональный доход, или как стать самозанятым».

Опубликовано 07.09.2020

Налог на профессиональный доход, или налог для самозанятых — специальный налоговый режим для физлиц и ИП без работников.

Налог на профессиональный доход — это не дополнительный налог, а новый специальный налоговый режим. Переход на него осуществляется добровольно. Способ регистрации прост и не требует посещения налогового органа: в мобильном приложении «Мой налог», на сайте ФНС России, через банк или портал госуслуг.

Физические лица и индивидуальные предприниматели, которые переходят на новый специальный налоговый режим (самозанятые), платят с доходов от самостоятельной деятельности налог по льготной ставке — 4 или 6%. Это позволяет легально вести бизнес и получать доход от подработок без рисков получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность.

Организация, получившая от физлица чек из приложения «Мой налог», выплаченные ему суммы может учесть в расходах. НДФЛ и взносы начислять на них не надо (Письма Минфина от 17.02.2020 N 24-03-08/10748, ФНС от 20.02.2019 N СД-4-3/2899). Профессиональный доход не может превышать 2,4 млн руб. в год. Убедиться в том, что физлицо — плательщик НПД, а так же получить полную информацию о спецрежиме можно на сайте ФНС www.nalog.ru,

 

Очевидные преимущества спецрежима:

 

  • Нет отчетов и деклараций. Декларацию представлять не нужно. Учет доходов ведется автоматически в мобильном приложении.
  • Чек формируется в приложении. Не надо покупать ККТ. Чек можно сформировать в мобильном приложении «Мой налог».
  • Можно не платить страховые взносы. Отсутствует обязанность по уплате фиксированных взносов на пенсионное страхование. Пенсионное страхование осуществляется в добровольном порядке.
  • Легальная работа без статуса ИП. Можно работать без регистрации в качестве ИП. Доход подтверждается справкой из приложения.
  • Предоставляется налоговый вычет. Сумма вычета — 10 000 рублей.
  • Не нужно считать налог к уплате. Налог начисляется автоматически в приложении. Уплата — не позднее 25 числа следующего месяца.
  • Выгодные налоговые ставки. 4% — с доходов от физлиц. 6% — с доходов от юрлиц и ИП. Других обязательных платежей нет.
  • Совмещение с работой по трудовому договору. Зарплата не учитывается  при расчете налога. Трудовой стаж по месту работы не прерывается. НПД можно платить с доходов от выполнения работ и оказания услуг по ГПД, сдачи в аренду жилья, автомобилей и другого движимого имущества, продажи продукции собственного изготовления, не подлежащей обязательной маркировке.