Осуществление малых закупок по принципу «электронного магазина»
(Письмо Минфина России от 12.02.2021 г. № 24-06-08/9591)
С 01.04.2021 г. вступают в силу изменения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закона № 44-ФЗ), вводящие процедуру закупок у единственного поставщика в электронной форме на сумму до 3 млн р. в «электронных магазинах» на электронных площадках. В этой связи Минфином России подготовлено письмо от 12.02.2021 г. № 24-06-08/9591 с разъяснением особенностей данной процедуры.
Закупки товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренные ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, согласно положениям ч. 2.1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ относятся к «электронным процедурам».
Требования к участникам закупки
Согласно положениям п. 4 ч 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ участником подобной закупки является:
- любое ЮЛ независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением офшорной компании;
- или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве ИП.
Для участия во всех электронных процедурах, в том числе согласно ч. 5 ст. 24.2 Закона № 44-ФЗ, участникам закупки необходимо:
- зарегистрироваться в ЕИС;
- аккредитоваться на электронной площадке.
Таким образом, все участники закупок, зарегистрированные в ЕИС, вправе в установленном порядке участвовать в закупках товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренных ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Однако следует помнить, что согласно ч. 9 ст. 24.2 Закона № 44-ФЗ участник закупки не вправе подавать заявки на участие в электронных процедурах за три месяца до даты окончания срока своей регистрации в ЕИС.
Принимая во внимание, что согласно п. 2 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предварительное предложение признается заявкой на участие в закупке, поданной участником закупки, начиная с осуществления оператором электронной площадки действия, предусмотренного пп. «а» п. 5 указанной части, то выполнение такого действия с учетом требований ч. 9 ст. 24.2 Закона № 44-ФЗ перестает осуществляться оператором электронной площадки за три месяца до даты окончания срока регистрации участника закупки в ЕИС.
Учитывая, что закупки товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренные ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, относятся к «электронным процедурам», оператор электронной площадки в соответствии с ч. 4 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ вправе взимать плату за участие в таких электронных процедурах в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 10.05.2018 г. № 564.
Отметим, что установлен только предельный максимальный размер цены контракта при осуществлении закупки по принципу «электронного магазина» — 3 млн. руб. Предельный минимальный размер такой цены Законом № 44-ФЗ не установлен, в связи с чем не ограничен.
Формирование участником закупки предварительных предложений о поставке товаров
Согласно п. 1 и 2 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ участник закупки:
- формирует предварительное предложение о поставке товаров, из состава которого оператор электронной площадки впоследствии направляет конкретные заявки участника закупки различным заказчикам;
- вправе внести в предварительное предложение изменения, которые применяются к отношениям, связанным с участием в закупках, извещения об осуществлении которых размещены после размещения таких изменений.
Таким образом, положениями ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусматривается формирование одного предварительного предложения в отношении нескольких товаров, предлагаемых участником закупки к поставкам, в которое участник закупки вправе вносить изменения при необходимости.
Формирование нескольких предварительных предложений положениями ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не предусмотрено и не требуется по существу для реализации механизма осуществления таких закупок.
Изменение, продление срока, отзыв предварительного предложения
В соответствии с пп. «и» п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ участник закупки вправе сформировать на электронной площадке предварительное предложение, срок действия которого не может составлять более одного месяца с даты его размещения на электронной площадке. Участник закупки вправе:
- продлить срок действия такого предложения;
- отозвать его в любой момент до направления оператором электронной площадки заявки заказчику.
Согласно п. 2 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ участник закупки в порядке, установленном п. 1 указанной части для формирования и размещения предварительного предложения, вправе внести в предварительное предложение изменения (т. е., в том числе в отношении информации, предусмотренной вышеуказанным пп. «и» п. 1).
Учитывая изложенное:
- продление и отзыв предварительного предложения являются различными (не одновременными и не тождественными) действиями, влекущими различные последствия;
- продление предварительного предложения осуществляется путем внесения в него соответствующих изменений в части срока его действия, предусмотренного пп. «и» п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
- участник закупки вправе продлить срок действия предварительного предложения в любой момент до его истечения;
- срок, на который осуществляется такое продление, не может превышать одного месяца (может в том числе составлять менее одного месяца) с тем, чтобы срок действия предварительного предложения с учетом такого продления не превышал одного месяца с даты размещения на электронной площадке соответствующего изменения в предварительное предложение, предусматривающего такое продление;
- участник закупки вправе внести изменения в предварительное предложение предложения в любой момент до истечения его срока действия. Такие изменения станут применяться к отношениям, связанным с участием в закупках, извещения об осуществлении которых размещены после размещения таких изменений.
Исчисление вышеуказанного одного месяца
Учитывая положения ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ, согласно п. 3 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число.
При определении окончания указанного числа месяца применимой является часовая зона участника закупки, осуществившего размещение предварительного предложения, поскольку такому участнику должен быть предоставлен вышеуказанный месяц в полном объеме.
Аналогичный подход предусмотрен в рамках разработанного Минфином России проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» («оптимизационный законопроект»).
Указание участником закупки в одном предварительном предложении различных товаров, а также указание заказчиком в одном извещении об осуществлении закупки нескольких товаров, обладающих различными значениями начальных цен за единицу, нескольких мест поставки
П. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрено формирование участником закупки на электронной площадке своего предварительного предложения о поставке товаров (в целях участия в проводимых на электронной площадке закупках), из состава которого оператор электронной площадки впоследствии в автоматическом режиме направит конкретное предложение (конкретную заявку) участника закупки заказчику, разместившему извещение об осуществлении конкретной закупки (множество различных заявок заказчикам, разместившим множество извещений об осуществлении закупок).
Учитывая изложенную конструкцию, а также предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ конструкцию автоматического сравнения и выявления оператором электронной площадки не более пяти заявок по критерию наилучшей цены за единицу товара (а не иной какой-либо стоимостной совокупной величины), положения указанной части предусматривают:
- возможность указания участником закупки в своем предварительном предложении:
- нескольких товаров, предлагаемых к поставкам (пп. «а» п. 1);
- множества мест их поставки (пп. «з» п. 1);
- различного количества товара в разрезе нескольких мест поставки (пп. «ж» п. 1);
- различных цен за единицу товара и различных сроков поставки в разрезе различного количества и различных мест поставки (пп. «е» и «л» п. 1);
- обязанность заказчика при размещении извещения об осуществлении закупки указать одно наименование товара с одной начальной ценой за единицу товара, одним сроком и местом поставки (пп. «в» п. 3).
При этом вышеуказанные положения не предусматривают указания различных цен в отношении одного и того же места поставки, поскольку различные цены указываются в разрезе различных мест поставки.
Реализация изложенной конструкции предполагает принцип «множественности» товара (срока и мест его предлагаемой поставки по соответствующей цене за единицу товара) на стороне участника закупки и отсутствие такой «множественности» на стороне заказчика в целях обеспечения автоматизированного сравнения конкретных заявок, направленных из состава предварительных предложений разных участников закупки, с конкретной потребностью заказчика, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Указанный принцип «множественности» на стороне участника закупки обусловлен предварительным характером его предложения, поскольку ему заранее не известно, в ответ на какие именно извещения об осуществлении закупок (каких именно заказчиков, с каким количеством закупаемого товара, сроком и местом поставки товара) оператором электронной площадки автоматически будут направлены заявки от имени такого участника закупки из состава его предварительного предложения.
В этой связи участнику закупки предоставляется возможность указать в предварительном предложении различные товары, а также указать в отношении таких товаров (в том числе, по необходимости отдельно в отношении каждого из них) несколько вариантов цены за единицу товара и срока поставки в зависимости от возможного места поставки и количества в соответствующем месте поставки.
При этом неуказание срока (сроков) в соответствии с пп. «л» п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ означает согласие участника закупки со сроком, указанным заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
Одновременно следует отметить, что указанный принцип «множественности» на стороне заказчика (так называемая «корзина») не может быть внедрен без его предварительной проработки и соответствующего нормативного закрепления, поскольку может привести к существенному ограничению количества участников закупки, не разместивших в составе предварительного предложения «комплект» различного товара, который может быть указан заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
Осуществление отбора заявок оператором электронной площадки
Согласно пп. «а» и «г» п. 5 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в течение одного часа с момента размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки с использованием электронной площадки:
- определяет из числа всех предварительных предложений, размещенных в соответствии с п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не более пяти заявок на участие в закупке, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пп. «в» (т. е., в том числе в части количества товара, требуемого заказчику) и «е» п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, и содержащих наименьшие цены за единицу товара. При этом при определении таких заявок не учитываются заявки участников закупки, у которых отсутствует не заблокированное в соответствии с пп. «г» п. 5 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ количество товара в размере количества закупаемого товара, предусмотренного в извещении об осуществлении закупки;
- в случае указания участником закупки в предварительном предложении максимального количества товара оператор электронной площадки блокирует количество товара, указанное в предварительном предложении каждого участника закупки, заявка которого направлена заказчику, в размере предусмотренного в извещении об осуществлении закупки количества закупаемого товара.
Заявка отбирается (в части цены за единицу товара и срока поставки) оператором электронной площадки, если:
- минимальный (при его указании) срок поставки товара, указанный участником закупки в предварительном предложении, не превышает срок поставки товара, установленный заказчиком в извещении об осуществлении закупки;
- срок поставки товара, установленный заказчиком в извещении об осуществлении закупки, не превышает максимальный (при его указании) срок поставки товара, указанный участником закупки в предварительном предложении;
- цена единицы товара, указанная участником закупки в предварительном предложении, должна быть не более начальной цены единицы товара, установленной заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, оператор электронной площадки отбирает заявки, количество товара в которых соответствует требованиям заказчика и при этом не заблокировано по ранее направленным заявкам ‒ т. е. отбирает заявки, содержащие «достаточное» «доступное» количество товара в размере не менее количества, указанного в извещении об осуществлении закупки.
При этом механизм «блокировки количества» осуществляется исключительно в случае указания участником закупки в предварительном предложении максимального количества. В случае неуказания максимального количества (указания только минимального количества), механизм «блокировки» не применяется.
Количество направляемых в установленном порядке оператором электронной площадки заказчикам заявок
Согласно п. 2 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ размещение предварительного предложения (т. е. одного) означает согласие участника закупки на направление оператором электронной площадки заказчикам (т. е. различным) предложений (т. е. множества) о поставке товаров, соответствующих требованиям, установленным в извещениях об осуществлении закупок.
Таким образом, количество направляемых в установленном порядке оператором электронной площадки заказчикам заявок (из состава предварительного предложения) ограничивается исключительно доступным количеством товара (не заблокированным в установленном порядке и соответствующим потребности заказчика, указанной в извещении об осуществлении закупки).
Присвоение каждой заявке на участие в закупке порядкового номера
Согласно пп. «б» п. 6 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик присваивает каждой заявке на участие в закупке, которая не отклонена, порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ.
Учитывая, что иного не определено, подлежат применению соответствующие подзаконные акты, принятые в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ, с учетом требований, непосредственно установленных такими актами.
При этом следует учесть, что ч. 7 ст. 14 Закона № 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.07.2020 г. № 249-ФЗ установлены случаи, при которых положения указанной статьи не применяются.
Согласно п. 4 приказа Минфина России от 04.06.2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приказ применяется исключительно при проведении конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), к числу которых закупки у единственного (подрядчика, исполнителя), предусмотренные ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не относятся, в связи с чем приказ при осуществлении таких закупок не применяется.
Заключение контракта с участниками закупки
В соответствии с п. 7 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заключение контракта осуществляется с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер (порядок рассмотрения заявок и присвоения номеров установлен в п. 6 указанной части), в связи с чем контракт заключается с участником закупки, заявка которого не отклонена в соответствии с п. 6 указанной части, в том числе если такая заявка является единственной в связи с отклонением иных заявок.
Следует отметить, что указанное не касается случая наличия менее двух заявок, указанного в п. 8 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Внесение изменений в предварительное предложение в случае внесения изменений в позицию каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
В настоящее время постановление Правительства РФ от 08.02.2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не содержит специальных положений по указанному вопросу.
Вместе с тем, учитывая обязательность использования позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с указанной в ней даты начала обязательного применения, в случае внесения изменений в соответствующую позицию заказчик станет использовать измененную позицию каталога, в связи с чем предварительные предложения должны учитывать такие внесенные изменения.
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России в настоящее время рассматривает вопрос о разработке изменений в вышеуказанное постановление Правительства РФ от 08.02.2017 г № 145, определяющих порядок действий участников контрактной системы в рассматриваемом случае.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!