Учет в ТСЖ
Особенности бухгалтерского учета в товариществах собственников жилья (ТСЖ) непосредственно связаны с правовым статусом ТСЖ. Товарищество собственников жилья по своей организационно — правовой форме является некоммерческой организацией.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, то есть они могут осуществлять деятельность, направленную на достижение целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Гражданский кодекс определяет понятие предпринимательской деятельности как деятельности, осуществляемой на свой риск, и направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2 п. 1). Некоммерческие организации не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между своими членами.
Учетная политика
Главным документом, регулирующим учет в ТСЖ, является учетная политика.
Учетная политика должна отвечать требованиям стандарта «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 106н.
В учетной политике ТСЖ должна быть отражена конкретная информация о выбранных организацией способах ведения бухгалтерского и налогового учета.
При отсутствии учетной политики — снижается эффективность системы внутреннего контроля.
В случае возникновения налоговых споров о порядке учета тех или иных операций у ТСЖ будет отсутствовать дополнительная возможность аргументировать свою правоту.
Приложением к учетной политике должен быть график документооборота и технология обработки учетной информации.
Инвентаризация активов и обязательств
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерской отчетности ТСЖ обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются председателем, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно, например, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (ст. 11 федерального закона № 402-ФЗ).
В соответствии с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. № 34н, если после 1 октября отчетного года проводилась инвентаризация какого-либо имущества, это имущество не включается в перечень имущества, проверяемого при инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Порядок проведения инвентаризации установлен методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
В учетной политике должен быть прописан порядок проведения инвентаризации.
Инвентаризация проводится на основании приказа о проведении инвентаризации в составе Инвентаризационной комиссии (Председатель комиссии и Члены комиссии).
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы.
Результаты проведенной инвентаризации оформляются унифицированными формами, утвержденными постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.
Все необходимые графы и реквизиты в инвентаризационных описях должны быть заполнены, предусмотренные законодательством расписки материально-ответственных лиц перед проведением инвентаризации получены, подписи членов инвентаризационной комиссии должны быть в наличии.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания инвентаризации недействительными.
По результатам инвентаризации должен быть составлен протокол с выводами инвентаризационной комиссии. По результатам отклонений должны быть сформированы сличительные ведомости.
Основные нарушения при проведении инвентаризации, из-за которых результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными:
— данные в инвентаризационных описях не во всех случаях соответствуют данным бухгалтерского учета;
— в составе инвентаризационной комиссии членом комиссии является лицо, ответственное за сохранность инвентаризируемых товарно-материальных ценностей.
Материально ответственное лицо не может быть назначено ни председателем комиссии, ни входить в ее состав, так как является ответственным за хранение ценностей и имеет заинтересованность в исходе проверки.
Смета доходов и расходов
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ ТСЖ определяет смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в МКД, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию МКД, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие цели, установленные ЖК РФ и уставом товарищества.
ТСЖ не должно составлять смету только в том случае, если при наличии товарищества домом управляет УК, а ТСЖ контролирует ее работу в рамках договорных отношений с ней.
На основе принятой сметы доходов и расходов устанавливаются размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в МКД с учетом его доли в праве общей собственности на общее имущество в доме (п. 3 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ).
Из суммы годовых расходов ТСЖ по всем статьям затрат, зафиксированным в смете, вычитается сумма доходов от деятельности ТСЖ по смете. Оставшаяся сумма делится на 12 и умножается на процентную долю участия собственника.
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 151 ЖК РФ правление ТСЖ имеет право распоряжаться средствами ТСЖ, находящимися на счете в банке, в соответствии с финансовым планом товарищества.
Любое отступление от сметы при финансировании тех или иных расходов является нецелевым расходованием. Таким образом, в отсутствие утвержденной сметы сбор и расходование средств, которые аккумулируются на расчетном счете ТСЖ незаконны.
Ответственность ТСЖ за отсутствие сметы не установлено, однако это может иметь определенные негативные последствия для товарищества.
Многие собственники жилых и нежилых помещений не вносят платежи за жилищно-коммунальные услуги, считая, что в отсутствие сметы взимание платы за содержание жилья необоснованно, поскольку объем затрат ТСЖ документально не подтверждается.
Жилищная инспекция в рамках проверок таких ТСЖ выносит предписание утвердить смету и принять решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилья с учетом утвержденной сметы (например, в Постановлении АС ВВО от 15.10.2014 г. № Ф01-4157/2014 по делу № А82-15307/2013).
Кроме того, в отсутствие сметы взыскание с неплательщиков задолженности за жилищные услуги весьма затруднительно.
Так, в деле № А40-108757/10-149-364, рассмотренном в Определении ВАС РФ от 24.11.2011 г. № ВАС-15368/11, ТСЖ не удалось взыскать с собственника нежилого помещения в МКД задолженность, рассчитанную на основании цен, ставок и тарифов, утвержденных региональным органом власти.
В Постановлении ФАС СЗО от 27.08.2007 г. по делу № А05-1197/2007 также сделан вывод, что при отсутствии сметы ТСЖ не вправе взыскать с должников — собственников помещений обязательные платежи (за исключением фактически понесенных и документально подтвержденных расходов).
Составление смет доходов и расходов ТСЖ на соответствующий год и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения — обязанности правления ТСЖ (ч. 3 ст. 148 ЖК РФ).
К компетенции общего собрания членов ТСЖ относятся (п. 4, 8.1 ч. 2 ст. 145, ч. 8 ст. 156 ЖК РФ, п. 33 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491):
— утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об их исполнении, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок). Члены ТСЖ и собственники помещений в МКД, не являющиеся членами товарищества, наделены правом ознакомления с перечисленными документами (п. 3 ч. 3 ст. 143.1 ЖК РФ);
— установление размера обязательных платежей и взносов для членов ТСЖ, а также размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами товарищества.
Сроки принятия годовой сметы доходов и расходов Жилищный Кодекс РФ не регламентирует.
На практике новая смета на год принимается одновременно с утверждением отчета об исполнении сметы доходов и расходов за предыдущий год.
Прошлогодний отчет подлежит утверждению до 31 марта, поскольку входит в состав информации, раскрываемой в течение I квартала текущего года за предыдущий год (пп. «и» п. 3, п. 9(3) Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 731.).
В отсутствие утвержденных смет доходов и расходов, все расходы ТСЖ являются нецелевыми и могут быть обжалованы в соответствующем порядке.
Типовых форм смет ТСЖ и классификации входящих в нее статей не существует. При составлении смет доходов и расходов нужно руководствоваться спецификой деятельности ТСЖ. Составлению сметы доходов и расходов ТСЖ предшествует формирование годового плана содержания и ремонта общего имущества в МКД.
Согласно п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 416 с учетом минимального перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290 ТСЖ должно сформировать годовой план содержания и ремонта общего имущества в МКД. Затем необходимо рассчитать и обосновать финансовые потребности для выполнения работ из данного перечня с указанием источников их покрытия (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ).
В п. 35 Правил содержания общего имущества в МКД закреплено, что размеры платы за содержание жилого помещения и обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в МКД, отчета о его выполнении относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ (п. 8 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ).
Исходными данными при составлении годового бюджета ТСЖ (сметы доходов и расходов) являются:
— бюджет прошлых лет (на один — три года) и его выполнение;
— технические характеристики комплекса недвижимого имущества (площади жилых и нежилых помещений, функциональное назначение нежилых помещений, этажность здания, количество лиц, имеющих право на льготы по оплате жилья, и т.д.);
— уровень инфляции (в том числе предстоящее повышение тарифов на содержание жилья, утверждаемых ОМСУ (как правило, тарифы повышаются ежегодно с 1 июля));
— регулярность поступления бюджетных средств на содержание и ремонт жилого фонда и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг;
— предполагаемая заработная плата управленческого и обслуживающего персонала;
— цены на услуги по управлению и обслуживанию жилого фонда;
— остатки финансовых средств с прошлых лет;
— остатки материальных ресурсов на содержание и ремонт.
Денежные средства, оставшиеся неизрасходованными в текущем году, включаются входящим остатком в смету доходов и расходов следующего года. В отличие от бюджетных учреждений, целевые поступления на содержание ТСЖ и ведение им уставной деятельности не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования. Главное — их конечное использование на содержание ТСЖ и ведение уставной деятельности.
При этом целевые поступления (членские взносы), не израсходованные в текущем году и включаемые в смету доходов и расходов следующего года, не облагаются налогом на прибыль организаций или налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН.
Вознаграждение председателю и членам правления ТСЖ
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ выплата вознаграждения председателю и членам правления ТСЖ возможна, если решение о размере вознаграждения принято общим собранием членов ТСЖ.
Члены правления и Председатель не являются штатными сотрудниками ТСЖ.
С ними заключаются гражданско-правовые договоры. Отношения по гражданско-правовому договору регулируются ГК РФ.
ГК РФ не предусматривает начисление районного коэффициента на вознаграждение по гражданско-правовому договору.
Физическому лицу, работающему по договору гражданско-правового характера, не выплачивается пособие по нетрудоспособности, у него отсутствует право на ежегодный оплачиваемый отпуск и право на компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении.
(Продолжение в следующем номере бюллетеня)
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!