В новом номере журнала:
Рекомендации Роспотребнадзора для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
(Письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 г. № 02/7515-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы на предприятиях общепита и торговли», от 20.04.2020 г. № 02/7376-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19», «МР 3.1/2.3.6.0190-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.6. Предприятия общественного питания. Рекомендации по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Методические рекомендации»).
В настоящее время существенно возрос риск распространения COVID-19, в связи с этим Роспотребнадзор напоминает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о необходимости соблюдения рекомендаций, выпущенных данным ведомством для предупреждения инфекции.
Общие рекомендации работодателям
Общие рекомендации следует применять работодателям в деятельности любых организаций, независимо от форм собственности и вида деятельности:
- В случае роста заболеваемости обеспечивать, в соответствии с трудовым законодательством, перевод на дистанционную работу с соблюдением режима самоизоляции следующих категорий работников:
- старше 65 лет;
- имеющих хронические заболевания, сниженный иммунитет;
- беременных женщин.
- Наладить работу курьерской службы и прием корреспонденции бесконтактным способом.
- Наладить максимальное электронное взаимодействие, использовать телефонную и видеоконференцсвязь для передачи информации и проведения совещаний.
- Ввести запрет на проведение массовых мероприятий в организации, не рекомендовать работникам участвовать в мероприятиях других организаций.
- Ограничить число командировок.
- Организовать проведение предварительных и периодических медицинских осмотров на предприятии с использованием мобильных комплексов медицинских организаций.
Рекомендации на этапах деятельности предприятия
Работодателям не следует забывать про соблюдение следующих требований в конкретных организациях:
- Организовать информирование различными способами (в печатной форме, путем звуковых, электронных сообщений) о симптомах коронавирусной инфекции, о необходимых действиях при выявлении признаков заболевания в домашних условиях и на рабочем месте.
- Информировать о мерах профилактики, правилах личной и общественной гигиены.
- Разъяснять нежелательность проведения отпусков в регионах, неблагополучных по уровню коронавирусной инфекции.
- Информировать о правилах использования спецодежды и СИЗ, в том числе масок и перчаток.
- Разместить в организации:
- «горячие» телефоны для вызова врача и получения необходимых консультаций;
- интернет-адреса официальных информационных ресурсов (сайты Минздрава России, региональных органов власти, Роспотребнадзора).
- Предупредить об ответственности за распространение ложной информации.
- По возможности организовать доставку на работу и с работы транспортом предприятия со сбором (высадкой) в определенных точках населенного пункта для работников, не имеющих личного транспорта. При этом необходимо обеспечить дезинфекцию транспорта для доставки персонала.
- Упростить порядок идентификации работников на КПП с использованием автоматических устройств с магнитными картами, обеспечив соблюдение социальной дистанции между работниками при прохождении КПП, нанесение сигнальной разметки на полу КПП и на подходе к нему.
- Для предотвращения скопления работников на КПП разделить начало и окончание рабочих смен на несколько периодов.
- Использовать максимальное количество входов на территорию и в здания организации, обеспечив на каждом из них:
- бесконтактный контроль температуры у работников;
- обработку рук антисептиками или дезинфицирующими салфетками;
- запрет доступа лиц, не связанных с деятельностью организации.
Рекомендации по организации технологического процесса
В ходе работы на различных предприятиях важно:
- Ограничить контакты между коллективами отдельных участков, отделов и функциональных рабочих групп.
- Разместить сотрудников на разных этажах, в отдельных кабинетах, организовать работу в несколько смен.
- Назначить сотрудников, отвечающих за перемещение изделий и документов между подразделениями.
- Ограничить перемещение работников в обеденный перерыв и во время перерывов на отдых.
- Уделить повышенное внимание:
- функционированию систем вентиляции и пылеподавления;
- обеспечению предельно допустимых концентраций пыли и вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механизации, автоматизации технологических процессов, максимальному сокращению контакта работающих с промышленными аэрозолями, парами, газами.
- Обеспечить соблюдение предельного количества работников, которые могут одновременно находиться в одном помещении:
до 50 м2 ‒ не более 5 человек;
до 100 м2 ‒ не более 10 человек;
до 200 м2 ‒ не более 25 человек;
свыше 200 м2 ‒ не более 50 человек.
- Наладить проведение регулярной влажной уборки производственных, служебных помещений и мест общественного пользования с применением дезинфицирующих средств (рекомендуется дезинфекция каждые 2‒4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники).
- По возможности установить бактерицидные облучатели воздуха в помещениях с постоянным нахождением работников.
- Организовать проветривание служебных помещений каждые 2 часа.
- Обеспечить сотрудников на рабочих местах масками, дезинфицирующими средствами, кожными антисептиками и перчатками.
- Рекомендовать сотрудникам:
- посещение столовой подразделениями по утвержденному графику;
- не принимать пищу на рабочих местах, определив специальное помещение для питания при отсутствии столовой.
Рекомендации по организации работы
предприятий общественного питания
Организации общественного питания отличаются большой проходимостью людей и некоторыми ограничениями в применении мер профилактики, в частности, невозможностью посетителей носить маску во время приема пищи. В связи с этим рекомендуется:
- Проведение обязательного бесконтактного контроля температуры у сотрудников и отстранение от работы лиц с признаками ОРВИ.
- Наличие в организации запаса одноразовых или многоразовых масок, дезинфицирующих салфеток и антисептиков. Смена масок сотрудниками каждые 3 часа, утилизация использованных масок в герметичной упаковке (2 полиэтиленовых пакета).
- Обработка рук на входе в помещение кожными антисептиками или дезинфицирующими салфетками. Ограничение доступа в организацию лиц, не связанных с его деятельностью, за исключением рабочих, проводящих ремонтные работы и технологическое обслуживание.
- Размещение столов в зале на расстоянии 1,5 м друг от друга. Проведение ежедневной влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнат приема пищи, туалетов и др.).
- Дезинфекция контактных поверхностей (ручки, выключатели, спинки стульев, поручни и т.п.) каждые 2–4 ч средствами, разрешенными к применению в организациях общепита.
- Создание пятидневного запаса моющих и дезинфицирующих средств, масок, респираторов, перчаток. Использование в закрытых помещениях устройств для обеззараживания воздуха.
- Проветривание, при возможности, рабочих помещений каждые 2 часа. Исключение использования посуды со сколами, трещинами, деформацией.
- Использование посудомоечных машин с дезинфицирующим эффектом на максимальных температурных режимах.
- Использование одноразовой посуды при:
- отсутствии посудомоечной машины;
- невозможности соблюдения условий для дезинфекции посуды при ручном мытье.
- Утилизация использованной одноразовой посуды в одноразовые плотно закрываемые пакеты.
Рекомендации по организации работы
предприятий торговли
Для торговых организаций рекомендованы:
- Обязательный бесконтактный контроль температуры у работников.
- Обязательное использование сотрудниками масок и перчаток, кожных антисептиков.
- Проведение текущей уборки с моющими и дезинфицирующими средствами:
- каждые 2 часа (в режиме ограничений, связанном с COVID-19);
- каждые 3–4 часа (в переходном режиме – режиме начала выхода из массовой самоизоляции).
- Проветривание торгового зала по возможности.
- Соблюдение социальной дистанции между покупателями. Нанесение разметки в торговом зале и в очереди в кассу на расстоянии 1,5 м.
- Обеспечение отпуска товара и приема денег в одноразовых перчатках.
- Организация реализации развесных товаров в упакованном виде.
Роспотребнадзор напоминает: При оказании услуг тот, кто оказывает услугу, и тот, кто получает услугу, обязательно должны быть в масках.
Кроме того, в ведомстве отмечают, что работодателям следует использовать только проверенную информацию, размещаемую на сайтах Минздрава России, Роспотребнадзора, а также на портале Стопкоронавирус.рф