Допустимая доля иностранных работников: разъяснения Минтруда

(Письмо Минтруда РФ от 19.10.2021 № 16-4/10/В-13774)

Правительством РФ принято Постановление от 07.10.2021 № 1706 «Об установлении на 2022 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности».

В комментируемом письме Минтруд РФ разъяснил хозяйствующим субъектам, привлекающим иностранных работников, порядок применения положений Постановления № 1706.

Допустимые доли иностранных работников, установленные Постановлением № 1706, опубликованы в № 41 «АБ-Экспресс» за октябрь 2021 года.

Действие постановления № 1706 распространяется на всех иностранных работников, находящихся на территории РФ на законных основаниях, и не содержит норм, дающих право для выделения по каким-либо признакам части иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, на которых действие постановления № 1706 не будет распространяться.

В соответствии с абз. 14 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный работник – это иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ, установленная Правительством РФ, не распространяется на высококвалифицированных специалистов и членов их семей (п. 2 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

П. 2 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) предусмотрено, что государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных Договором о ЕАЭС и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания.

В этой связи, действие постановления № 1706 не распространяется на иностранных граждан, временно и постоянно проживающих в РФ (имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство), являющихся гражданами государств членов ЕАЭС (граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии), а также на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.

Согласно п. 6 постановления № 1706 хозяйствующим субъектам необходимо до 1 января 2022 г. привести численность используемых иностранных работников в соответствие с постановлением № 1706.

Основания прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, в целях соблюдения требований, установленных постановлением № 1706, предусмотрены п. 9 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ.

В случае, если работодатель заявил при государственной регистрации вид деятельности, указанный в постановлении № 1706, в том числе в качестве дополнительного вида деятельности, то действие постановления № 1706 распространяется на такого работодателя.

Распечатать статью