Проверки в 2022 году: разъяснения контролирующих органов
(Письмо Минэкономразвития РФ от 24.03.2022 № Д24и-8436)
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 установлены особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году (далее – Постановление № 336).
Подробные комментарии к Постановлению № 336 опубликованы в № 13 «АБ-Экспресс» (статья «Случаи проведения проверок в 2022»).
Минэкономразвития РФ в комментируемом письме разъяснил особенности применения Постановления № 336.
Сферы применения положений Постановления № 336
Разъяснено, что особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году (далее — плановые и внеплановые проверки), установленные Постановлением № 336, применяются вне зависимости от организационно-правовой формы контролируемого лица и распространяются в том числе на осуществление контрольной (надзорной) деятельности в отношении физических лиц.
Определение непосредственной угрозы причинения вреда
На основании положений Постановления № 336 выявление фактов причинения вреда либо непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства является основанием для проведения внеплановых проверок.
При этом ни положениями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ), ни положениями Постановления № 336 не предусмотрены критерии для определения непосредственной угрозы причинения вреда указанным охраняемым законом ценностям.
Согласно разъяснениям Минэкономразвития РФ понятие «непосредственная угроза» подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования контрольных (надзорных) органов неминуемо влечет наступление негативных последствий.
Кроме того, данное понятие включает в себя прямую причинно-следственную связь между нарушением обязательных требований и причинением конкретным лицам (к примеру, жителям конкретного территориального образования, приобретателям конкретного товара) вреда определенной категории (к примеру, распространение конкретного заболевания, разрушение конкретного оборудования и так далее).
Проведение проверок на основании жалоб граждан
В соответствии с Постановлением № 336, поступление жалобы граждан за защитой (восстановлением) своих прав является основанием для проведения внеплановых проверок в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора.
Минэкономразвития разъяснил, что в данном случае защита (восстановление) прав гражданина предполагает наличие прямой взаимосвязи между угрозой нарушения (фактом нарушения) обязательных требований и правами и законными интересами конкретного заявителя.
Если жалоба гражданина содержит сведения о нарушении контролируемым лицом обязательных требований, которые не повлекли причинение вреда (ущерба) или иным образом не нарушили права заявителя, то проведение внеплановой проверки в указанном случае не допускается.
Проведение профилактических мероприятий и проверок без взаимодействия
На основании Постановления № 336 допускается проведение проверок без взаимодействия (наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование), профилактических мероприятий, включая объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в установленных законом случаях.
При этом в соответствии с п. 7 Постановления № 336 исключается выдача предписаний об устранении нарушений обязательных требований по результатам проверок без взаимодействия, в том числе в случае, если на основании п. 3 ч. 3 ст. 74 Закона № 248-ФЗ установлена возможность выдачи предписаний по результатам проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований.
Кроме того, контрольный (надзорный) орган вправе предложить контролируемым лицам, в отношении которых предусмотрены ограничения на проведение проверок, проведение дополнительных профилактических визитов с внесением соответствующих изменений в программы профилактики нарушений обязательных требований на 2022 год.
Исполнение предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных после 10.03.2022.
После 10.03.2022 по результатам проверки предписание об устранении нарушений может быть выдано в случае выявления нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства.
При этом истечение срока исполнения указанного предписания может быть основанием для проведения внеплановой выездной проверки в случае невозможности оценки исполнения предписания на основании сведений и документов, имеющихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа.
В случае, если в ходе проведения проверки выявлены нарушения, не влекущие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства, то такие нарушения фиксируются в акте соответствующего мероприятия, но предписание не выдается. При этом в отношении контролируемого лица может быть объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Исполнение предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных до 10.03.2022.
Срок исполнения предписаний, выданных до 10.03.2022 и действующих на 10.03.2022, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения.
В случае, если указанное предписание содержит требование об устранении нарушений, не влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства, контрольный (надзорный) орган оценивает его исполнение только на основании имеющихся сведений и документов без проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением случая представления контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер).
При этом, если указанные сведения не являются достаточными для признания предписания об устранении нарушений исполненным, то в отношении контролируемого лица может быть объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Привлечение контролируемых лиц к административной ответственности
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ, контрольный (надзорный) орган в случае выявления признаков административного правонарушения в ходе проведения проверки направляет соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принимает меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
В случае выявления признаков административного правонарушения, состав которого включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых отнесена к предмету видов контроля, к организации и осуществлению которых применяются положения Закона № 248-ФЗ, должностные лица контрольного (надзорного) органа вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности только на основании результатов проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом, вне зависимости от даты завершения таких мероприятий.
Таким образом, возбуждение должностными лицами контрольных (надзорных) органов дел об административных правонарушениях без проведения соответствующих мероприятий с взаимодействием не допускается.
Вместе с тем, допускается возбуждение дела об административном правонарушении без проведения контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием:
– в случае применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности,
– в случае выявления контрольным (надзорным) органом признаков преступления,
– в случае фиксации правонарушения с помощью фотовидеоаппаратуры.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!