Автоматизированная упрощенная система налогообложения
(Федеральный закон от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения»)
С 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года проводится эксперимент по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (далее – АУСН).
АУСН регламентируется Федеральным законом от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (далее – Закон № 17-ФЗ).
Нормы Закона № 17-ФЗ в значительной степени повторяют нормы главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.
АУСН применяется организациями и индивидуальными предпринимателями при условии, что место нахождения (место жительства) указанных субъектов расположено на территории субъекта РФ, где проводится эксперимент.
На дату публикации статьи эксперимент планируется проводить в Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан). В дальнейшем планируется эксперимент по введению АУСН внедрить в остальных субъектах РФ.
Освобождение от обязанности по уплате налогов
В Законе № 17-ФЗ продублированы нормы ст. 346.11 НК РФ в части освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей от обязанности по уплате налогов, предусмотренных при применении общей системы налогообложения.
В частности, применение АУСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:
– налога на прибыль организаций,
– налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ),
– НДС (за исключением «ввозного» НДС).
Применение индивидуальными предпринимателями АУСН предусматривает их освобождение, помимо перечисленных налогов, от обязанности по уплате НДФЛ в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов).
Кто не вправе применять АУСН
Перечень лиц, которые не вправе применять АУСН продублирован и расширен по сравнению с перечнем лиц, кто не вправе применять упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), установленных п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
В частности, не вправе применять АУСН, помимо оснований, установленных п. 3 ст. 346.12 НК РФ:
– организации, имеющие обособленные подразделения;
– небанковские кредитные организации;
– медиаторы, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся частной практикой;
– организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками договора простого товарищества, договора инвестиционного товарищества, договора доверительного управления имуществом или концессионного соглашения на территории РФ;
– организации и индивидуальные предприниматели, ведущие предпринимательскую деятельность на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров;
– организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по совершению сделок с ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг;
– унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
– некоммерческие организации;
– организации и индивидуальные предприниматели, привлекающие к трудовой деятельности физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ;
– организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплату доходов физическим лицам в наличной форме;
– крестьянские фермерские хозяйства.
Кроме того, не вправе применять АУСН:
– организации, у которых остаточная стоимость основных средств превышает 150 миллионов рублей (аналогичное условие невозможности применения установлено и для УСН);
– организации и индивидуальные предприниматели, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 60 миллионов рублей (для применения УСН доходы не должны превышать150 миллионов рублей);
– организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый период превышает 5 человек (для применения УСН средняя численность работников не должна превышать 100 человек).
Порядок и условия начала и прекращения применения АУСН
Момент начала применения АУСН аналогичен моменту начала применения УСН:
– переход возможен со следующего календарного года путем уведомления об этом налогового органа не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого организация или индивидуальный предприниматель переходят на УСН;
– вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель уведомляет налоговый орган не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет.
Налогоплательщик не вправе до окончания календарного года перейти на иной режим налогообложения.
При переходе на иной режим налогообложения налогоплательщик обязан уведомить в электронной форме налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика или уполномоченную кредитную организацию о переходе на иной режим налогообложения не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого он переходит на иной режим налогообложения.
Налогоплательщик утрачивает право на применение специального налогового режима при нарушении предусмотренных требований (см. раздел «Кто не вправе применять АУСН») с начала календарного месяца, в котором допущено несоответствие указанным требованиям.
В этом случае такой налогоплательщик обязан уведомить в электронной форме налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика или уполномоченную кредитную организацию об утрате права на применение АУСН не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло несоблюдение требований, а также считается перешедшим на общий режим налогообложения с даты утраты права.
Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на применение АУСН, вправе уведомить налоговый орган о переходе на УСН или ЕСХН с даты утраты права.
В таком случае налогоплательщик должен уведомить через личный кабинет налогоплательщика налоговый орган о переходе на УСН или ЕСХН одновременно с направлением уведомления об утрате права на применение АУСН.
Объекты налогообложения
Объектом налогообложения признаются:
1) доходы;
2) доходы, уменьшенные на величину расходов.
Порядок определения доходов и расходов
Порядок определения доходов при применении АУСН аналогичен порядку определения доходов при применении УСН, установленный ст. 346.15 НК РФ. Дополнено только положение, что при определении налоговой базы не учитываются доходы индивидуального предпринимателя в виде дивидендов.
В отличии от порядка определения расходов, применяемого при определении налоговой базы по УСН, при применении АУСН перечень расходов открытый – учитываются все обоснованные и документально подтвержденные затраты.
Отдельно поименованы расходы, которые не учитываются при определении объекта налогообложения. В основном они дублируют положения ст. 270 НК РФ, которая устанавливает перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения налогом на прибыль организаций.
Порядок признания доходов и расходов
При применении АУСН используется кассовый метод признания доходов и расходов:
– датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом,
– расходами признаются затраты после их фактической оплаты, включая суммы предварительной оплаты.
Аналогичный метод признания доходов и расходов установлен и при применении УСН.
Налоговая база
Налоговая база при применении АУСН определяется аналогично налоговой базе, формируемой при применении УСН:
– в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговой базой признается денежное выражение доходов;
– в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов налогоплательщика, уменьшенных на величину его расходов.
При применении АУСН предусмотрена обязанность по уплате минимального налога, который установлен в размере 3 процентов налоговой базы, которой являются доходы (при применении УСН минимальный налог установлен в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы).
Обязанность по уплате минимального налога возникает в случае, если за налоговый период сумма налога, исчисленная как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, меньше суммы исчисленного минимального налога.
Налоговый период
Налоговым периодом при применении АУСН признается календарный месяц.
При применении УСН налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 8 процентов.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов.
Следует отметить, что при применении УСН налоговые ставки значительно ниже.
Так, например, в Свердловской области в общем случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 7 процентов.
Порядок исчисления и уплаты налога
В отношении налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, сумма налога по итогам налогового периода исчисляется налоговым органом на основе сведений о доходах, представленных налогоплательщиком посредством применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ), сведений о доходах, полученных от уполномоченных банков, а также данных о доходах, переданных налогоплательщиком через личный кабинет.
В отношении налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, сумма налога по итогам налогового периода исчисляется налоговым органом на основе сведений о доходах и расходах, представленных налогоплательщиком посредством применения ККТ, сведений о доходах и расходах, полученных от уполномоченных банков, а также данных о доходах, переданных налогоплательщиком через личный кабинет.
Налоговый орган уведомляет не позднее 15-го числа месяца, следующего за налоговым периодом налогоплательщика через личный кабинет:
– о налоговой базе;
– о сумме убытка, полученного за налоговый период, о сумме убытка, зачтенного в налоговом периоде, и об оставшейся части убытка, переходящей на следующие налоговые периоды;
– о сумме налога, исчисленной по итогам налогового периода;
– о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога.
Если налогоплательщик представил в налоговый орган через личный кабинет или через уполномоченный банк согласие на представление в отношении него в уполномоченный банк информации о сумме налога, подлежащей уплате по итогам истекшего налогового периода, то такая информация направляется в такой уполномоченный банк.
Уплата суммы налога производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
Налоговая декларация
Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением АУСН, в налоговые органы не представляется.
Исполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие АУСН, являющиеся налоговыми агентами в целях исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) предоставляют уполномоченному банку информацию по каждому физическому лицу (с указанием данных физического лица, позволяющих идентифицировать налогоплательщика) о суммах и видах подлежащих выплате доходов (облагаемых и необлагаемых налогом), суммах стандартных, профессиональных налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу.
Уполномоченный банк обязан по поручению налогового агента от его имени исчислить НДФЛ и не позднее 5-го числа следующего календарного месяца предоставить в налоговый орган информацию о суммах и видах выплаченных доходов (облагаемых и необлагаемых налогом), суммах стандартных, профессиональных налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу, об исчисленных, удержанных и о перечисленных суммах налога в отношении этих доходов.
Налогоплательщики, применяющие АУСН, не представляют в налоговый орган форму расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), а также формы справки о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц.
В отличие от налогоплательщиков, применяющих АУСН, налогоплательщики, применяющие УСН, исчисляют и уплачивают НДФЛ как налоговые агенты самостоятельно и по итогам каждого отчетного периода предоставляют в налоговые органы форму 6-НДФЛ, а по итогам налогового периода – также формы справки о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц.
Исчисление страховых взносов
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах.
На обязательное пенсионное страхование:
– в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 0,0 процента;
– свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 0,0 процента.
На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 0,0 процента.
На обязательное медицинское страхование – 0,0 процента.
Налогоплательщики, применяющие АУСН, не представляют в налоговый орган форму Расчет по страховым взносам.
При этом организации и индивидуальные предприниматели, применяющие АУСН, предоставляют уполномоченному банку информацию о суммах выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом налогообложения страховыми взносами, и суммах выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Уполномоченный банк обязан не позднее 5-го числа следующего календарного месяца предоставить в налоговый орган информацию о таких выплатах.
В отличие от налогоплательщиков, применяющих АУСН, налогоплательщики, применяющие УСН и производящие выплаты физическим лицам, уплачивают страховые взносы не по нулевым тарифам и предоставляют в налоговые органы форму Расчета по страховым взносам по итогам отчетного периода.
Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, при применении АУСН страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование не уплачивают.
В отличие от вышеуказанных индивидуальных предпринимателей, индивидуальные предприниматели, применяющие УСН и не производящие выплаты физическим лицам, уплачивают страховые взносы в фиксированных размерах.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!