Упрощенная система налогообложения. Было ООО, стал предприниматель
ООО на упрощенной системе налогообложения 6% (общестроительное производство ОКВЭД 45.21). Какие плюсы и минусы будут в ведении бухучета и налогообложении, если мы ООО закроем и откроем ИП?
Согласно ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
То есть индивидуальный предприниматель – это не какое-то отдельное лицо, «фирма», а всего лишь гражданин, который ведет предпринимательскую деятельность.
Гражданин (в том числе ведущий предпринимательскую деятельность) отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (по перечню) (ст. 24 ГК РФ).
Именно эта «неделимость» имущества гражданина (в том числе гражданина-предпринимателя) и является самым главным отличием индивидуального предпринимателя от организаций (юридических лиц), и к этому мы вернемся чуть позже.
Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
При этом вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
В этом случае индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки его на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).
Для индивидуальных предпринимателей в отличие от организаций не установлено ограничение дохода для перехода на упрощенную систему налогообложения.
Но утратить право на применение упрощенной системы налогообложения предприниматель может по тем же основаниям, что и организация.
При применении упрощенной системы налогообложения индивидуальный предприниматель освобождается от уплаты НДФЛ в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности.
При этом предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, будет уплачивать НДФЛ по ставке 35% в отношении доходов в виде:
– стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4 000 руб. по каждому основанию;
– процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в ст. 214.2 НК РФ;
– суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ.
Если индивидуальный предприниматель будет являться еще и учредителем сторонней организации, то он должен будет уплачивать НДФЛ по ставке 9% в отношении доходов в виде дивидендов.
При применении упрощенной системы налогообложения предприниматель освобождается от уплаты налога на имущество физических лиц, но только в отношении имущества, которое используется им в предпринимательской деятельности.
Как и организации, предприниматель при применении упрощенной системы налогообложения не признается налогоплательщиком НДС за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.
Применяя упрощенную систему налогообложения, предприниматель будет уплачивать земельный налог (в случае наличия в собственности земельных участков), арендную плату за землю (в случае аренды земельного участка), транспортный налог (в случае наличия в собственности транспортных средств).
Если предприниматель помимо ведения собственного бизнеса будет выполнять работу по трудовому договору или гражданско-правовому договору, он будет признаваться налогоплательщиком НДФЛ в отношении доходов, полученных в рамках таких договоров.
Индивидуальный предприниматель при применении упрощенной системы налогообложения будет являться плательщиком страховых взносов по двум основаниям:
– как производящий выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц;
Страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, фонды медстрахования с выплат физическим лицам предприниматель начисляет по тем же правилам и тарифам, что и организация.
Индивидуальный предприниматель уплачивает страховые взносы в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования за свое страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
При этом стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз.
В 2010 году при исчислении стоимости страхового года, исходя из которой определяется размер страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования, применяются соответствующие тарифы страховых взносов, установленные на 2010 год: ПФР – 20%, ФФОМС – 1,1%, ТФОМС – 2%.
Исходя из суммы МРОТ – 4 330 рублей – стоимость страхового года в 2010 году составляет:
для взносов в ПФР – 10 392 руб. (4 330 руб. х 20% х 12 мес.);
для взносов в ФФОМС – 571,56 руб. (4 330 руб. х 1,1% х 12 мес.);
для взносов в ТФОМС – 1039,2 руб. (4 330 руб. х 2% х 12 мес.).
Общий размер страховых взносов за свое страхование составляет в 2010 году 12 002,76 рублей.
Индивидуальные предприниматели исчисляют страховые взносы «за себя» самостоятельно и уплачивают их за расчетный период (то есть за год) не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Предприниматели вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы по указанному виду обязательного социального страхования в ФСС РФ.
С 1 января 2010 года лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачивают страховые взносы в ФСС РФ, исходя из стоимости страхового года.
Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов, установленного Законом № 212-ФЗ в части страховых взносов в ФСС РФ, увеличенное в 12 раз.
Стоимость страхового года в 2010 году составляет 1506,84 руб. (4 330 руб. х 2,9% х 12 мес.).
Предприниматели независимо от применяемой системы налогообложения признаются страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае если у них есть наемные работники (Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
В срок не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников индивидуальный предприниматель обязан зарегистрироваться в органе ФСС в качестве страхователя.
Если предприниматель заключает с физическим лицом договор гражданско-правового характера и если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы, то предприниматель также признается страхователем.
В отличие от организаций предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учет, в том числе и бухучет основных средств при применении упрощенной системы налогообложения.
Единственное условие – предприниматель на упрощенной системе налогообложения при объекте налогообложения «доходы минус расходы» должен определять стоимость основных средств по правилам бухгалтерского учета (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
Статья открыта для подписчиков журнала «Академия Бизнеса»
Войдите на сайт или получите пробный доступ, вам откроются все статьи и сервисы для бухгалтера.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Подписка ещё не началась!
Дата начала подписки: {{this.$store.state.user.subscribe_start}}.
После этой даты вы сможете пользоваться доступом к журналу.
