Кешбэк при использовании банковских карт: о чем банк не может молчать

Тематики: Личный вопрос

В совместном письме № ИН-02-52/113 от 13.09.2022 ФАС России и Банк России рекомендовали следующий порядок раскрытия информации по некоторым бонусным программам в целях соблюдения прав и законных интересов физических лиц — клиентов кредитных организаций (далее — банков).

В настоящее время распространенной является практика банков по привлечению клиентов такими условиями по использованию банковских карт, как возможность получения кешбэка, то есть возврата части стоимости покупки (денежными средствами или бонусами: баллы, мили и т.д.), начисляемой при выполнении клиентом определенных условий.

Данная практика может быть определена недобросовестной, когда банки при продвижении своих продуктов акцентируют внимание потенциальных клиентов на определенных свойствах, вызывающих повышенный интерес потребителя реализуемого продукта (прежде всего размере кешбэка). При этом банки надлежащим образом не доводят до сведения клиентов информацию о наличии дополнительных условий и/или ограничений, непосредственно влияющих на его размер, о необходимости ознакомления с документами, закрепляющими указанные условия, а также не предоставляют/затрудняют возможность потребителя ознакомиться с этими документами.

Среди основных условий и/или ограничений по начислению кешбэка, которые, исходя из практики отдельных кредитных организаций, не доводятся до потребителя в доступном для него формате, можно выделить:

максимальный размер подлежащего начислению кешбэка за определенный период;

максимальная и минимальная сумма покупки, с которой будет начислен кешбэк;

перечень МСС-кодов, участвующих в расчете кешбэка;

ограничение на начисление кешбэка при использовании банковской карты преимущественно/исключительно для оплаты отдельных категорий товаров/услуг;

ограничение повышенного кешбэка по отдельным категориям без предупреждения потребителя об этих категориях.

Совершение банками действий, вводящих в заблуждение потребителей, может приводить к возникновению у таких банков необоснованных преимуществ перед конкурентами.

ФАС России и Банк России рекомендуют обеспечивать доступ потенциальным клиентам к информации и документам, раскрывающим и закрепляющим полные условия и правила обслуживания банковских карт, предусматривающих возможность получения кешбэка, без совершения ряда дополнительных действий в виде перехода по ссылкам, использования сенсорных манипуляций и прочего.

Раскрывать подобную информацию следует:

на сайтах банка на страницах реализуемых продуктов, предусматривающих возможность получения кешбэка,

в документах, выдаваемых потребителям при оформлении банковских карт,

в иных информационных материалах, используемых банками при взаимодействии с клиентами.

При этом раскрывать информацию рекомендуется таким образом, чтобы привлекательные для потребителя условия и возможные ограничения для их использования размещались в одном месте и в сопоставимом формате, не вызывая у потребителя искаженного восприятия/ожиданий.

Если банки не будут соблюдать указанные рекомендации и таким образом вводить в заблуждение потребителей, то такие действия будут рассматриваться как нарушение положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Мерами пресечения таких действий будет являться возбуждение дел о нарушении антимонопольного законодательства на основании поступивших обращений или иной имеющейся информации.

Распечатать статью