Воинский учет у работодателя

Понятие и нормативная база

Воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан.

Основной целью воинского учета является обеспечение укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (далее – Положение о воинском учете) и Методическими рекомендациями по ведению воинского учета, утвержденными Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Работники, отвечающие за воинский учет

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом следующих норм:

1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, – при наличии на воинском учете менее 500 граждан;

1 работник на полной ставке – при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;

2 работника на полной ставке – при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;

1 работник на полной ставке на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.

Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета определяются приказом руководителя организации.

Обратите внимание, что расходы, связанные с ведением воинского учета в организациях, производятся за счет средств этих организаций.

Кто подлежит воинскому учету

Воинскому учету в организациях подлежат:

1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники);

2) граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные), а именно:

– мужского пола, пребывающие в запасе;

– уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;

– успешно завершившие обучение в военных учебных центрах и на военных кафедрах при образовательных организациях высшего образования;

– не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

– не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу, по достижении ими возраста 27 лет;

– прошедшие альтернативную гражданскую службу;

– женского пола, имеющие военно-учетные специальности.

Не подлежат воинскому учету в организациях граждане:

1) освобожденные от исполнения воинской обязанности;

2) проходящие военную службу;

3) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

4) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

5) постоянно проживающие за пределами РФ;

6) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.

Документы, на основании которых осуществляется воинский учет

Воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам воинского учета, которыми являются:

для призывников – удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;

для военнообязанных – военный билет.

Обязанности работников, осуществляющих воинский учет в организациях

1. Проверка у граждан, принимаемых на работу:

наличия и подлинности военных билетов или удостоверений у призывников, а также подлинность записей в них,

наличия мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах),

наличия персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче),

наличия отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания,

наличия отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности (страница 13 паспорта гражданина РФ),

наличия жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки об их вручении).

2. Заполнение личной карточки по форме Т-2 (раздел II «Сведения о воинском учете») в соответствии с записями в документах воинского учета.

Личная карточка по форме Т-2 и указания по ее заполнению размещены в разделе «Формы документов» «Учет труда и его оплаты».

3. Разъяснение гражданам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, а также информирование граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.

4. Информирование военных комиссариатов об обнаруженных в документах воинского учета неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

5. Выдача гражданам, подлежащим воинскому учету и не имеющим регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также гражданам, прибывшим на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеющим регистрации по месту пребывания, при принятии их на работу или увольнении их с работы сведений для постановки на воинский учет по месту пребывания в военных комиссариатах или органах местного самоуправления.

6. Направление в 2-недельный срок в военные комиссариаты сведений о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы.

7. Направление в 2-недельный срок по запросам военных комиссариатов необходимых сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

8. Представление ежегодно, в сентябре, в военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября – списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году.

9. Направление в военный комиссариат по месту жительства граждан женского пола в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих (получивших) специальности.

10. Внесение в личную карточку формы Т-2 сведений об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщение об указанных изменениях в военные комиссариаты.

11. Оповещение граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов и обеспечение им возможности своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Ответственность за нарушение организации воинского учета

Должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В частности, за непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, ответственным за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей (ст. 21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее – КоАП РФ).

За не оповещение руководителем или другим должностным лицом организации, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата может быть наложен штраф в размере от 1 000 до 3 000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ).

За не сообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, может быть наложен штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей (ч. 3 ст. 21.2 КоАП РФ).

Обратите внимание, что согласно сложившейся судебной практике, субъектами вышеуказанных административных правонарушений являются руководители или должностные лица организаций.

Индивидуальный предприниматель не является субъектом таких правонарушений.

Соответственно, его нельзя привлечь к административной ответственности за нарушения в неисполнении обязанностей по организации воинского учета, предусмотренные указанными статьями КоАП РФ.

Распечатать статью