ФАС уточнила, какая информация признается рекламой

На официальном сайте Федеральной антимонопольной службы (далее — ФАС) размещено сообщение, в котором ведомство разъяснило, какая информация признается органичной интеграцией и не считается рекламой.

Пояснения подготовлены по итогам совещания представителей ФАС России, Роскомнадзора, Ассоциации блогеров и агентств, Ассоциации коммуникационных агентств России и Ассоциации развития интерактивной рекламы по применению ст. 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»[1] (далее – Закон о рекламе).

Напомним, у отдельных рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем, размещающих рекламу в интернете для российской аудитории, с 1 сентября 2022 года появится обязанность предоставлять информацию о такой рекламе в Роскомнадзор.

Подробно об этом можно прочитать в № 31 «АБ-Экспресс» за 2022 год (публикация «Новшества в сфере рекламы»).

ФАС РФ отметила, что к рекламе не относятся справочно-информационные и аналитические материалы: обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний.

В частности, рекламой не считается информация о товарах и услугах, размещенная на официальном сайте, страницах или в социальных сетях их производителя или продавца. Также обзор нескольких товаров разных производителей в видеоролике или посте блогера не относится к рекламе, если его основной целью не является продвижение товара на рынке.

Однако, если какому-то отдельному товару уделяется особое внимание, о нем дается избыточная и положительно эмоционально окрашенная информация, есть призывы приобрести товар, в том числе с указанием адресов магазинов, то такой контент может быть признан рекламой, в таком случае на нее распространяются нормы ст. 18.1 Закона о рекламе.

Рекламой не признается так называемая органичная интеграция.

По мнению ФАС России, органично интегрированной в то или иное произведение, в том числе видеоролик или пост блогера, можно признать информацию о товаре или лице, которая является составной частью общего сюжета произведения (отдельной его части) и выступает в качестве дополнительной характеристики героя или созданной ситуации. При этом, такие товар или организация не представлены в виде, когда внимание концентрируется именно на них, на их достоинствах и иных характеристиках, они не подменяют главных персонажей в произведении (отдельной его части), не нарушают сюжета и не могут быть изъяты из него без ущерба для целостного восприятия произведения.

Примеры органичной интеграции – упоминание о новинках косметики в видеороликах или постах бьюти-блогеров, а также обычное (органичное) употребление и использование блогерами товаров по назначению, например, продуктов питания, одежды, посуды в видеороликах.

Вместе с тем есть условие, при котором интеграция уже не является органичной и может быть признана рекламой, и соответственно, подпадать под действие норм ст. 18.1 Закона о рекламе.

Речь идет о случае, когда внимание акцентируется на товаре в видеоролике, в том числе за счет описания его характеристик, свойств или высказывания положительного отношения блогера к нему.

Антимонопольная служба также обращает внимание, что если реклама размещена в Интернете до 1 сентября 2022 года и договорные обязательства по ее размещению исполнены до этой даты, то на нее не распространяются положения ст. 18.1 Закона о рекламе.

[1] Введена Федеральным законом от 02.07.2021 № 347-ФЗ и вступила в силу с 01.09.2022.

Распечатать статью