Особенности назначения наказания за неприменение ККТ

ФНС РФ в письме от 20.09.2022 № АБ-4-20/12526@ разъяснила отдельные вопросы, касающиеся назначения административного наказания за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники.

Разъяснения даны в связи с внесенными Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ изменениями в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), которые вступили в силу с 25.07.2022.

Замена штрафа предупреждением

ФНС РФ напомнила, согласно внесенным в КоАП РФ изменениям[1] за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе проверки, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии следующих обстоятельств:

отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба[2].

Таким образом, разъясняет ФНС РФ, при назначении административного наказания за впервые совершенное административное правонарушение по ч. 7–15 ст. 14.5 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.

Ч. 7-15 ст. 14.5 КоАП РФ включают в себя составы административных правонарушений, касающиеся нарушений, совершенных операторами фискальных данных, изготовителем контрольно-кассовой техники, экспертными организациями, проводящими экспертизу моделей контрольно-кассовой техники.

При этом ФНС РФ отметила, что при назначении административного наказания по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, которое предусматривает ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники, такое неприменение при осуществлении расчетов может создавать угрозу неуплаты налогов в полном объеме в бюджетную систему РФ, то есть угрозу причинения вреда экономической безопасности государства.

При наличии таких обстоятельств основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не имеется.

В подтверждение своей позиции ФНС РФ приводит судебную практику, где аналогичная позиция поддержана судебными инстанциями:

– постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022 № 18АП-10114/2022 по делу № А47-13807/2021,

– постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022 № 17АП-5554/2022 по делу № А60-2477/2022.

Процедурные вопросы

Должностное лицо, непосредственно участвовавшее в проведении проверки и возбудившее дело об административном правонарушении не вправе рассматривать дело о таком административном правонарушении[3].

Исключение из этой нормы – когда административное наказание назначается без составления протокола.

При этом ФНС РФ отмечает, что рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 2–15 ст. 14.5 КоАП РФ, вправе руководитель (заместитель руководителя) ФНС РФ и руководитель (заместитель руководителя) территориального налогового органа.

В случае участия руководителя (заместителя руководителя) ФНС РФ или руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа непосредственно в проведении проверки, проводимой в рамках соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники, по итогам которой было возбуждено дело об административном правонарушении, то такое должностное лицо не вправе рассматривать возбужденное дело об административном правонарушении.

Отсрочка

С 25 июля 2022 года увеличился срок предоставления отсрочки исполнения постановления о назначении административного наказания с одного до шести месяцев[4].

Таким образом, делает вывод ФНС РФ, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания, в том числе вынесенное по ч. 2–15 ст. 14.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, должностное лицо, вынесшее постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до шести месяцев.

Сокращение суммы штрафа

При уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение правонарушения, не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа, штраф может быть уплачен в размере 1/2 суммы наложенного штрафа[5].

Указанное положение КоАП РФ также распространяется и на административные штрафы за правонарушения, вынесенные за нарушения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники.

[1] До вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ положение КоАП РФ о замене административного штрафа на предупреждение распространялось исключительно на некоммерческие организации, а также на субъекты малого и среднего предпринимательства.

[2] Ч. 1 ст. 4.4.1 КоАП РФ.

[3] Ч. 8 ст. 22.2 КоАП РФ.

[4] Ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ.

[5] Ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ.

Распечатать статью