Свежий номер: № 17–18 (54–55) – май 2021

Штрафы за неприменение ККТ. Лазейки закроют

Статья в журнале: №27 (887) — Июль 2009 , опубликовано 08.07.2009
Тематики: Применение ККТ

(Федеральный закон РФ от 03.06.2009 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»)

В настоящее время согласно ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Речь в данной статье идет о контрольно-кассовых машинах.

Ст. 1 Федерального закона РФ от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» установлено, что контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, – это не только контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, но и электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.

В связи с этим Пленум ВАС РФ в постановлении от 31.07.2003 г. № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» указал, что в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовой машины иных указанных в Законе видов контрольно-кассовой техники названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины.

Руководствуясь разъяснениями Пленума ВАС РФ, арбитражные суды признают незаконными решения налоговых органов о привлечении к ответственности за неприменение ККТ, в частности, владельцев платежных терминалов, указывая, что последние используют не контрольно-кассовую машину, а другой вид контрольно-кассовой техники.

С 1 января 2010 года ст. 14.5 КоАП РФ будет называться «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники».

То есть ответственность будет предусмотрена за неприменение любой контрольно-кассовой техники, а не только контрольно-кассовых машин.

Меры ответственности (штрафы) остаются прежними: административный штраф на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

А вот виды правонарушений расширены.

С 01.01.2010 г. наложение административного штрафа повлечет не только неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, но и применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения.

Следует отметить, что и в настоящее время понятие «неприменение» имеет расширительный характер.

Пленум ВАС РФ в постановлении от 31.07.2003 г. № 16 указал, что под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:

– фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);

– использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах;

– использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр;

– использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

– использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;

– пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

Однако порядок и условия регистрации и применения ККТ, о которых идет речь в обновленной ст. 14 КоАП РФ, установлены Положением о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 470.

И, выходит, что с 2010 года нарушение требований этого Положения будет приравниваться к неприменению ККТ.

А следовательно, перечень оснований для штрафов, приведенный ВАС РФ, значительно расширится.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru