ФНС дала рекомендации, как мотивировать свидетелей явиться на допрос
ФНС РФ в письме от 10.02.2023 № СД-4-2/1627@ обобщила причины неявки свидетелей в налоговые органы для дачи показаний в рамках осуществления мероприятий налогового контроля и дала рекомендации территориальным налоговым инспекциям как повысить эффективность привлечения свидетелей.
Напомним, налоговые органы имеют право вызвать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения налогового органа повесткой.
ФНС РФ проведен анализ эффективности направления повесток о допросе свидетеля. В результате выявлено, что доля повесток о вызове свидетеля составляет более 43% от всех документов, направляемых налоговыми органами на бумажном носителе. При этом явка свидетелей в среднем составляет 15% (в отдельных субъектах РФ явка не превышает 7%).
Среди причин низкой эффективности привлечения свидетелей к осуществлению налогового контроля ФНС РФ отметила следующие:
– отсутствие мотивации свидетеля являться на допрос в налоговый орган вследствие незначительного размера штрафа за неявку лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля – 1 000 руб. (п. 1 ст. 128 Налогового кодекса РФ), а также непривлечения свидетеля к ответственности;
– отсутствие предварительного анализа роли свидетеля и значимости его показаний (вызов сотрудников налогоплательщика и его контрагентов «всех подряд»);
– отсутствие у лица, проводящего допрос на основании поручения о допросе свидетеля (должностного лица налогового органа по месту жительства свидетеля), понимания всех существенных обстоятельств (цели и задачи допроса), влияющих на выбор стратегии и тактики проведения допроса.
С целью повышения эффективности контрольной работы ФНС РФ поручила территориальным налоговым органам:
1) обеспечить риск-ориентированный подход при подготовке и направлении повесток о допросе свидетеля (определять необходимость вызова на допрос конкретных лиц с учетом определения их роли и значимости их показаний), в том числе в соотношении с предполагаемыми результатами мероприятий налогового контроля (суммовые, сбор доказательной базы в отношении налогоплательщика, его контрагентов и т.д.);
2) формировать поручение о допросе свидетеля с указанием целей и задачей допроса, включать варианты вопросов к свидетелю в зависимости от полученных при проведении допроса ответов. Повестки о вызове свидетелей на допрос направлять заблаговременно.
Таким образом, ФНС РФ предлагает более полно информировать свидетеля о существе его допроса, о круге вопросов, которые будут озвучены в рамках допроса, чтобы свидетель заблаговременно знал о предмете допроса и имел представление о причине вызова на допрос.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!