Как грамотно составить учетную политику

(Продолжение, начало в № 8, 9, 10, 11 «АБ-Экспресс»)

В предыдущих номерах «АБ-Экспресс» были рассмотрены правила формирования рабочего плана счетов, первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета коммерческой организации, приведены элементы учетной политики, касаемые организации бухгалтерской службы, бухгалтерского учета основных средств, капитальных вложений, нематериальных активов, запасов, резервов, затрат на производство, финансовых вложений, а также операций, связанных с привлечением заемных (кредитных) средств.

В данной статье разберем элементы учетной политики, относящиеся к организации бухгалтерского учета финансовых результатов и прочих операций, учета расчетов по налогу на прибыль организаций.


п/п

Элемент учетной политики

Допустимые законодательством варианты

Нормативный акт

УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1

Порядок отражения доходов, не связанных непосредственно с исполнением договоров строительного подряда 1) Не связанные непосредственно с исполнением договора строительного подряда доходы организации в выручку по договору строительного подряда не включаются и учитываются как прочие доходы

2) Не связанные непосредственно с исполнением договора строительного подряда доходы организации в выручку по договору строительного подряда не включаются и относятся в уменьшение прямых расходов по договору.

п.12 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»

2

Порядок определения степени завершенности работ по договорам строительного подряда на отчетную дату 1) Степень завершенности работ по договорам строительного подряда определяется по доле выполненного на отчетную дату объема работ в общем объеме работ по договору (например, путем экспертной оценки объема выполненных работ или путем подсчета доли, которую составляет объем выполненных работ в натуральном выражении (в километрах дорожного полотна, кубометрах бетона и т.п.) в общем объеме работ по договору).

2) Степень завершенности работ по договорам строительного подряда определяется по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору (например, путем подсчета доли понесенных расходов в натуральном и стоимостном измерителе в расчетной величине общих расходов по договору в том же измерителе).

п. 20 ПБУ 2/2008

3

Метод определения выручки и расходов по договорам на строительство Выручка по договору и расходы по договору определяются исходя из подтвержденной организацией степени завершенности работ по договору на отчетную дату.

В случае, когда достоверное определение финансового результата исполнения договора в какой-то отчетный период невозможно, выручка по договору признается в отчете о финансовых результатах в величине, равной сумме понесенных расходов, которые в этот отчетный период считаются возможными к возмещению.

п. 17, 23 ПБУ 2/2008

4

Порядок признания выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления 1) По мере готовности работ, услуг

2) По завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом

п. 13 ПБУ 9/99 «Доходы организации»

ПРОЧИЕ ОПЕРАЦИИ

5

Порядок пересчета стоимости денежных знаков в кассе и средств на счетах в кредитных организациях в иностранной валюте 1) На отчетную дату составления бухгалтерской отчетности и дату совершения операции

2) На отчетную дату, дату совершения операции и по мере изменения курсов валюты по отношению к рублю.

п. 7 ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

6

Пересчет стоимости актива или обязательства, выраженной в иностранной валюте, в рубли 1) Производится по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому Банком России, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте

2) При несущественном изменении официального курса иностранной валюты к рублю, устанавливаемого Банком России, пересчет в рубли, связанный с совершением большого числа однородных операций в такой иностранной валюте, может производиться по среднему курсу, исчисленному за месяц или более короткий период.

п. 6 ПБУ 3/2006

7

Перечень затрат, признанных в бухгалтерском учете в качестве расходов будущих периодов и порядок их списания 1) Если произведенные организацией затраты не приводят к возникновению актива и не обуславливают получение доходов в будущих отчетных периодах, то в этом случае расходы признаются единовременно в том отчетном периоде, когда выполняются все условия признания расхода, перечисленные в п. 16 ПБУ 10/99.

2) Если произведенные организацией затраты не приводят к возникновению актива, но обуславливают получение доходов в будущих отчетных периодах, то в этой ситуации, расходы подлежат обоснованному распределению с учетом связи с доходами, для получения которых затраты и были произведены (например, расходы на освоение новых производств, установок и агрегатов), а также с учетом нормативных актов по ведению бухгалтерского учета, в которых прописан порядок списания расходов будущих периодов.

П. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ,

п.19 ПБУ 10/99 «Расходы организации»

8

Критерий предполагаемого срока исполнения оценочного обязательства для применения ставки дисконтирования 1) Более 12 месяцев

2) Меньший срок, установленный учетной политикой.

п. 20 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

9

Порядок формирования резервов на оплату отпусков Методика формирования резервов на оплату отпусков определяется самостоятельно с учетом обоснованного их распределения между отчетными периодами.

Общество формирует резервы на оплату отпусков:

ежемесячно

ежеквартально.

п. 6, 7 ПБУ 8/2010,

п. 19 ПБУ 10/99

10

Резерв по сомнительным долгам должен создаваться в обязательном порядке при наличии сомнительной задолженности. Организация должна определить порядок оценки вероятности погашения долга и определения величины резерва. П. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ

11

Остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в бухгалтерском балансе по статье «Доходы будущих периодов» либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства». Организация должна определить порядок отражения в бухгалтерском балансе остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств:

1) как доходы будущих периодов

2) как краткосрочные обязательства.

п. 20 Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000

УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

12

Порядок ведения аналитического учета постоянных, временных разниц и отложенных налогов 1) В регистрах бухгалтерского учета

2) Аналитическая справка бухгалтера

3) Субсчета соответствующих счетов учета активов и обязательств, в оценке которых возникла временная разница

4) В ином порядке, определяемом организацией самостоятельно.

п. 3 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»

13

Порядок отражения отложенных налоговых активов и обязательств в бухгалтерском балансе и/или отчете о финансовых результатах 1) Развернуто (основной способ, при его применении этот способ можно не указывать в учетной политике организации)

2) Свернуто (альтернативный вариант, который подлежит обязательному указанию в учетной политике).

п. 19 ПБУ 18/02

14

Способ определения величины текущего налога на прибыль в бухгалтерской отчетности 1) На основе данных, сформированных в бухгалтерском учете

2) На основе налоговой декларации по налогу на прибыль.

п. 22 ПБУ 18/02

15

Применение ПБУ 18/02 Положение может не применяться организациями, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. п. 2 ПБУ 18/02

Распечатать статью