Учет расходов на изготовление рекламных буклетов и каталогов

(Отвечает ООО «Интерком-Аудит Екатеринбург»)

Вопрос. ООО заключило с типографией договор на изготовление рекламной продукции:
– буклетов 100 штук по 89 рублей, всего на сумму 8 900 рублей;
– каталогов 50 штук по 286 рублей, всего на сумму 14 300 рублей.
Документы от типографии получены без выделения НДС, так как она применяет спецрежим (УСН). Буклеты и каталоги раздали посетителям на выставках, ярмарках, а также в офисе компании.

Как отразить данные операции в учете? ООО применяет общую систему налогообложения.

Ответ. Реклама информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, на формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»).

Исходя из вышеуказанного раздача рекламных буклетов и каталогов посетителям выставок, ярмарок, а также в офисе компании соответствует определению рекламы.

Рекламные буклеты и каталоги организация должна учитывать в качестве запасов по цене изготовления (подп. а п. 3, п. 9, подп. а п. 11 ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденного Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н).

В учете необходимо произвести запись:

д-т 10 «Материалы» к-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – рекламные буклеты и каталоги приняты к учету.

При передаче посетителям рекламные каталоги и буклеты следует списать в состав коммерческих расходов (подп. б п. 41, подп. б п. 43 ФСБУ 5/2019, п. п. 5, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

В учете необходимо произвести запись:

д-т 44 «Расходы на продажу» к-т 10 «Материалы» – рекламные буклеты и каталоги списаны в состав расходов на продажу.

Передача в рекламных целях товаров (в том числе на безвозмездной основе), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей не облагается НДС, соответственно, если расходы на приобретение единицы товаров превышают 100 рублей, то передача таких товаров, в том числе в рекламных целях, будет облагаться НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146, подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

С 31 августа 2023 года не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ операции по передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 300 рублей.

При этом следует отметить, что в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 разъяснено, что не может рассматриваться в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения, распространение рекламных материалов, являющихся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве.

Аналогичное разъяснение представлено и в письме Минфина России от 23.10.2014 № 03-07-11/53626.

В частности, Минфин разъяснил, что передача каталогов и брошюр, бесплатно раздаваемых потенциальным покупателям, объектом налогообложения НДС не является независимо от величины расходов на приобретение (создание) этих каталогов и брошюр.

Обращаем внимание, в этом же письме Минфин России указал, что рекламная продукция в виде блокнотов и ручек с логотипом компании, стоимость которых за единицу продукции превышает 100 рублей, передаваемая потенциальным покупателям, облагается НДС.

В целях налогообложения прибыли стоимость изготовленных рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, включается в состав затрат на рекламу и учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в размере фактических затрат (т.е. не нормируется) (подп. 28 п. 1, абз. 4, 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Распечатать статью