Определен лимит на перемещение физлицами табачной продукции без акцизных марок

В Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» внесены изменения[1], которыми установлены ограничения по объемам перемещения немаркированной табачной продукции физическими лицами.

В частности, установлены количественные нормы по перемещению физическими лицами по территории РФ табачной продукции, немаркированной в соответствии с нормами российского законодательства:

  • в количестве не более 200 сигарет, или 200 изделий с нагреваемым табаком, или 50 сигар (сигарилл), или 250 граммов табака либо общим весом не более 250 граммов указанной продукции в ассортименте на одно физическое лицо, достигшее возраста 18 лет;
  • в количестве не более 5 единиц никотинсодержащей продукции (за исключением изделий с нагреваемым табаком) общим объемом не более 20 миллилитров никотинсодержащей жидкости либо общим весом не более 250 граммов бестабачной смеси для нагревания на одно физическое лицо, достигшее возраста 18 лет.

Одновременно ст. 14.53.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрена ответственность за незаконное перемещение физическими лицами табачной продукции.

За превышение лимита перемещения по территории РФ табачной продукции и табачных изделий, не маркированных специальными (акцизными) марками физических лиц ждет наказание в виде штрафа в размере от 15 000 до 25 000 рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения.

Обращаем внимание, что в отношении никотинсодержащей продукции подобные ограничения российским законодательством не предусмотрены.

Как разъяснили законодатели, указанные ограничения направлены на противодействие нелегальному обороту табачной продукции[2].

Увеличение акцизных ставок на никотинсодержащую продукцию в РФ, независимая акцизная политика государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) при отсутствии таможенных границ между данными государствами создают предпосылки для роста нелегального рынка никотинсодержащей продукции, в основном за счет притока более дешевой продукции из государств-членов ЕАЭС в РФ.

Неконтролируемый оборот никотинсодержащей продукции представляет угрозу для экономических интересов РФ. Рост нелегальной торговли приводит к сокращению доходов бюджета, повышению ценовой доступности нелегальной никотинсодержащей продукции, в первую очередь для несовершеннолетних, а также к резкому снижению уровня легальности рынка никотинсодержащей продукции РФ.

[1] Федеральный закон от 24.07.2023 N 380-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».

[2] Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».

Распечатать статью