Как обжаловать решения налоговых органов

Если по мнению налогоплательщика, плательщика взноса, плательщика страховых взносов налоговые органы вынесли решение, требование, постановление или иной акт ненормативного характера, либо совершили действие (бездействие), которое нарушает его права, то такое лицо имеет право обжаловать такие акты, действия или бездействие.

Под актами ненормативного характера понимаются документы любого наименования (требования, решения, постановления, письма и др.), подписанные руководителем налогового органа и касающиеся конкретного налогоплательщика.

Действия/бездействие налоговых органов могут выражаться, к примеру, в отказе в возврате налога, в вынесении решения о приостановлении операций по счетам, в вынесении решения о взыскании налога, в отказе в предоставлении налогового вычета и т.д.

Какие жалобы бывают

Для обжалования вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц лицо, чьи права были нарушены, подает в налоговый орган жалобу.

Если обжалуются не вступившие в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам налоговой проверки, то в налоговый орган подается апелляционная жалоба.

Куда и в какие сроки можно подать жалобу на решение налогового органа

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (ст. 139 Налогового кодекса РФ, далее – НК РФ).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Куда и в какие сроки можно подать апелляционную жалобу на решение налогового органа

Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган до дня вступления в силу обжалуемого решения (ст. 139.1 НК РФ).

Как оформить жалобу на решение налогового органа

Жалоба может быть подана в письменной форме, направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Форма жалобы (апелляционной жалобы), порядок ее заполнения, а также формат представления жалобы (апелляционной жалобы) в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@.

Форма жалобы размещена в разделе «Сервисы» «Формы документов» «Учет и отчетность в ФНС».

К жалобе рекомендуется приложить:

1) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;

2) расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик и иные расчеты;

3) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае если жалоба подписана не самим налогоплательщиком — заявителем).

В какие сроки рассматриваются жалобы на решения налоговых органов

Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу.

Если в ходе рассмотрения жалобы будут обнаружены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа, вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу с участием лица, подавшего жалобу.

По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган:

  • оставляет жалобу без удовлетворения;
  • отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
  • отменяет решение налогового органа полностью или в части;
  • отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
  • признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Решение по жалобе на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам налоговой проверки, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы.

Указанный срок может быть продлен для получения от нижестоящих налоговых органов документов, необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

Решение по жалобе на иные акты ненормативного характера принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения.

Указанный срок может быть продлен для получения от нижестоящих налоговых органов документов, необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

Решение о продлении срока рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня его принятия.

Решение по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня его принятия.

Если лицо, подавшее жалобу, представило дополнительные документы, то сроки принятия решения по жалобе исчисляются с момента получения указанных документов вышестоящим налоговым органом, рассматривающим жалобу.

Указанный порядок и сроки рассмотрения жалобы применяется и при разрешении апелляционных жалоб на решения налоговых органов.

Рассмотрение жалобы на решение налогового органа в упрощенном порядке

С 1 января 2025 года жалоба на решение налогового органа, поданная в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика будет рассматриваться в упрощенном порядке (ст. 140.1 НК РФ в редакции федерального закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ).

Для того, чтобы налоговый орган рассмотрел жалобу в упрощенном порядке необходимо указать об этом непосредственно в жалобе.

Рассмотрение жалобы в упрощенном порядке осуществляется налоговым органом, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

Жалоба в упрощенном порядке рассматривается налоговым органом в течение семи дней со дня ее получения.

Упрощенный порядок рассмотрения жалоб не распространяется на жалобы, которые поданы:

  • на решения налоговых органов, которые вынесены в порядке, установленном ст. 101 НК РФ по результатам налоговой проверки;
  • на акты об обнаружении налоговых правонарушений, которые составляют налоговые органы при выявлении нарушений вне рамок камеральной или выездной проверки.

К примеру, такие акты могут быть вынесены при нарушении срока постановки на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 116 НК РФ), при несвоевременной подаче расчета по форме 6-НДФЛ (п. 1.2 ст. 126 НК РФ).

Как приостановить исполнение решения налогового органа

В общем случае подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа.

Однако, в случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до принятия решения по жалобе исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено по заявлению лица, подавшего эту жалобу, при предоставлении им банковской гарантии (п. 5 ст. 138 НК РФ).

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Следует иметь ввиду, что решения, требования, постановления налоговых органов могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Если налогоплательщик обратился в вышестоящий налоговый орган и остался не удовлетворен его решением, он может обратиться в суд, при этом срок для обращения в суд будет исчисляться со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе.

С 1 января 2025 года исковое заявление, содержащее требование имущественного характера, возникшее в результате реализации актов налоговых органов ненормативного характера, в результате действий или бездействия их должностных лиц, может быть подано в суд только после обжалования указанных актов, действий или бездействия в вышестоящий налоговый орган.

Таким образом, не только обжалование решений, постановлений и требований будет предусматривать обязательное досудебное обжалование в вышестоящий орган, но и любые имущественные споры, возникшие в результате исполнения решений, требований налоговых органов, также будут разрешаться судом только после досудебного обжалования.

Распечатать статью