Свежий номер: № 2 (39) – Январь 2021

Реорганизация налоговых органов: кто за что отвечает. Спецвыпуск для руководителя

Статья в журнале: №28 (638) — Июль 2004 , опубликовано 21.07.2004

Как мы уже сообщали, Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовывается в Федеральную налоговую службу.

При этом функции МНС РФ по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах переданы Министерству финансов Российской Федерации.

Указанные положения вступают в силу после вступления в силу соответствующих федеральных законов.

01.07.2004 г. был официально опубликован Федеральный закон РФ от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления».

Статьями 54 и 62 данного Закона вносятся изменения и дополнения в части первую и вторую Налогового кодекса РФ.

Указанные статьи Закона вступают в силу через месяц со дня официального опубликования Закона, то есть с 1 августа 2004 года.

Соответственно, с августа МНС РФ фактически преобразуется в Федеральную налоговую службу (ФНС).

Рассмотрим подробнее, какие функции бывшего МНС РФ сохранены за новой службой, а каких функций ФНС лишается.

НК РФ. Часть первая

Новая налоговая служба по тексту Кодекса называется не ФНС, а федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов.

Налоговые органы по-прежнему именуются налоговыми органами.

Нормотворчество

В новой редакции изложена ст. 4 НК РФ «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах».

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов (Минфин РФ – ред.) и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС – ред.) и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Таким образом, нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов издает Минфин РФ.

ФНС такого права лишена.

Полномочия Минфина РФ

В Кодекс введена новая статья 34.2 «Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов».

Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

Письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах дают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов.

Права и обязанности налоговых органов

Ст. 31 «Права налоговых органов» и ст. 32 «Обязанности налоговых органов» практически не изменились.

Отметим, что ФНС более не вправе утверждать порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке.

Данным правом обладает только Минфин РФ.

На налоговые органы больше не возлагается обязанность по проведению разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Но право на разъяснения за ФНС осталось.

Что делать?

Новая редакция ст. 21 НК РФ «Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)» гласит, что налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.

В то же время налогоплательщики имеют право получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Только разъяснения налоговиков названы информацией, а разъяснения Минфина РФ – собственно разъяснениями.

И это не просто разные слова, потому что от них будет зависеть

Кто виноват?

Чтобы определиться, к кому обращаться за разъяснениями (или за информацией), следует знать, выполнение чьих разъяснений будет исключать вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения.

На сегодняшний день согласно п.п. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

Однако с августа штрафные санкции к Вам применяться не будут, если Вы нарушили законодательство о налогах и сборах, следуя письменным разъяснениям финансовых, а не налоговых, органов.

То есть если налоговые органы дали вам неверную информацию и Вы ей последовали, Вас накажут по полной программе.

Если же неверные разъяснения дал Минфин РФ, это будет признано обстоятельством, исключающим Вашу вину в совершении налогового правонарушения.

Отсутствие альтернативы очевидно.

Кому жаловаться?

Согласно п. 15 указа Президента РФ № 314 МНС РФ преобразуется в Федеральную налоговую службу, а функции МНС РФ по принятию нормативных актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах передаются Минфину РФ.

По логике, если налоговые органы приняли решение в отношении налогоплательщика, не соответствующее нормативному правовому акту, принятому Минфином РФ, то обращаться с жалобой следует к тому, кто этот акт принял.

Но это с точки зрения формальной логики. У законодателей логика своя.

Новой редакцией п. 3 ст. 31 НК РФ установлено, что вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Минфин РФ отменять решения налоговых органов не вправе.

Минфин РФ может сколько угодно разъяснять законодательство и принимать нормативные акты, налоговые органы будут по-прежнему жить обособленно.

И жаловаться на неправомерные действия налоговых органов нужно будет им же.

Или обращаться в суд.

Изменения сроков уплаты налогов и сборов

Вероятно, законодатели следуют принципу, что во всем должна быть гармония.

Отобрав у налоговых органов часть их полномочий, законодатели наделили ФНС функциями, ранее принадлежавшими Минфину РФ.

Так, согласно ст. 63 НК РФ решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов принимают финансовые органы.

Новая редакция ст. 63 НК РФ передает эти полномочия налоговым органам.

Налоговые декларации

Новой редакцией ст. 80 НК РФ установлено, что формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

НК РФ. Часть вторая

Изменения, внесенные в часть вторую НК РФ, носят технический характер.

Нормативные акты, принятые до реорганизации

Ст. 78 Закона установлено, что нормативные правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, принятые до вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных правовых актов Правительством РФ или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Таким образом, нормативные акты, принятые МНС РФ, будут действовать до того времени, пока они не будут признаны утратившими силу.

Напомним, что к нормативным актам относятся нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ и официально опубликованные в «Российской газете».

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru