Как оформить и отразить в учете выплату матпомощи

(Отвечает ООО «Интерком-Аудит Екатеринбург»)

Вопрос. Как правильно учесть выплату работнику единовременной материальной помощи в связи со смертью члена его семьи?

Ответ. Трудовое законодательство не определяет какую помощь и в каком размере обязан выплачивать работодатель своим работникам.

В связи с этим, выплата материальной помощи – это право работодателя, а не его обязанность.

Объем помощи, условия, при которых помощь будет предоставляться и порядок выплаты могут быть определены в коллективном договоре, трудовом договоре между работником и работодателем или в локальных нормативных актах работодателя.

Для обоснованности выплаты работодатель может запросить у работника копию свидетельства о смерти члена семьи.

Основанием для начисления материальной помощи является приказ руководителя.

В бухгалтерском учете материальная помощь учитывается в составе прочих расходов (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

Для учета выплаты материальной помощи работнику используется счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

В момент начисления материальной помощи следует сформировать запись в учете:

д-т 91.02 к-т 73.

В момент выплаты материальной помощи следует сформировать запись в учете:

д-т 73 к-т 51 (50).

Сумма единовременной материальной помощи, которую работодатель выплачивает работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи, не облагается НДФЛ (п. 8 ст. 217 НК РФ) и страховыми взносами (подп. 3 п. 1 ст. 422 НК РФ).

Распечатать статью