Смайлик могут расценить как согласие на договор

Статья в бюллетене: Бюллетень № 9 (37) – Сентябрь 2023 , опубликовано 06.10.2023

Новым веянием судебной практики стало признание судом эмодзи юридически значимым сообщением.

Об этом говорится в Постановлении Арбитражного апелляционного суда № 15АП-8889/2023 от 29 июня 2023 года по делу № А32-36944/2022.

Это решение существенно расширяет сложившуюся в последние годы практику предоставления сторонами судебного спора переписок из мессенджеров как доказательств тех обстоятельств, на которые они ссылаются.

Эмодзи — это набор символов, используемых для выражения эмоций, идей и объектов в текстовых сообщениях и онлайн-коммуникациях.

Эмодзи, изначально разработанные японской компанией в конце 1990-х годов, были предназначены для добавления эмоциональной поддержки и контекста в текстовые сообщения.

Они часто используются для передачи различных эмоций, таких как смех, радость, грусть, злость, а также для обозначения предметов, животных, пищи и других объектов.

Суть дела. Сторонами был заключен договор купли-продажи, по которому продавец (ответчик) обязался передать покупателю (истцу) мобильный торговый киоск. Согласно условиям заключенного договора цвета нижней и верхней частей киоска должны были утверждаться сторонами дополнительным соглашением.

Помимо прочего, в договоре стороны согласовали, что признают юридическую силу всех документов, тексты которых получены по каналам связи: на электронную почту по указанным в договоре адресами сторон, а также на телефонные номера (WhatsApp).

Продавец посредством мессенджера WhatsApp направил покупателю сообщение с указанием предполагаемого цвета киоска, на что уполномоченный представитель покупателя направил эмодзи «палец вверх».

Исполняя данный договор, покупатель оплатил продавцу часть цены товара в качестве предоплаты. Однако, в обусловленный договором срок поставка так и не была произведена продавцом.

При таких обстоятельствах покупатель потребовал от продавца вернуть ему ранее уплаченные денежные средства, указав, что утратил интерес к исполнению договора. Но продавец деньги не вернул, чем вынудил покупателя обратиться в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения в виде перечисленного аванса и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Ответчик, возражая против удовлетворения иска, указывал, что по условиям договора характеристики товара (его цвет) предполагалось определить в дополнительном соглашении, которое так и не было заключено сторонами. По мнению продавца, при таких обстоятельствах нарушений договора с его стороны не имелось.

Позиция судов. Суды доводы ответчика отвергли: цвет товара был согласован сторонами в мессенджере. Продавец направил покупателю сообщение с указанием предполагаемого цвета киоска, на что уполномоченный представитель покупателя направил эмодзи «палец вверх».

Поскольку при общении посредством электронной переписки данный знак в обычном понимании подразумевает одобрение, и ответчик впоследствии за уточнениями по этому вопросу не обращался, суды пришли к выводу, что он воспринял ответ истца как согласие на предложенные условия, не требующее дополнительного объяснения.

При написании публикации были использованы материалы с сайта Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ).

 

 

Распечатать статью