Какую ответственность перед потребителем несут продавцы и изготовители

Статья в бюллетене: Бюллетень № 9 (37) – Сентябрь 2023 , опубликовано 06.10.2023

Одним из основных законодательных актов, который регулирует отношения розничных потребителей и продавцов, является Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон).

В публикации разъясним, в каких случаях права потребителя нарушаются и как восстановить свое нарушенное право.

Ответственность продавцов и исполнителей по договорам с потребителями

Продавец (исполнитель) в момент заключения договора обязан предоставить потребителю достоверную информацию о товаре (работе, услуге).

Если потребителю не предоставлена такая информация о товаре, то он вправе потребовать от продавца:

— замены на товар этой же марки;

— замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены;

— соразмерного уменьшения цены;

— безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление;

— отказаться от договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Если потребителю не предоставлена достоверная информация о работе (услуге), то он вправе потребовать от исполнителя:

— безвозмездного устранения недостатков работы (услуги);

— уменьшения цены работы (услуги);

— изготовления другой вещи такого же качества или повторного выполнения работы.

— возмещения понесенных потребителем расходов по устранению недостатков выполненной работы (услуги) своими силами или силами третьих лиц.

В качестве примера, когда продавца привлекли к ответственности за несообщение потребителю достоверной информации о товаре, приведем дело № 88-1040/2022.

Суть дела. Гражданин (истец) приобрел в ООО (ответчик) по договору бывший в эксплуатации автомобиль.

Спустя 60 км после передачи автомобиля коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания перестал проворачиваться.

Автомобиль был возвращен продавцу за счет истца (эвакуатором).

Впоследствии истец направил ООО претензию об отказе от договора купли-продажи с возвратом стоимости транспортного средства по договору.

Ответчик, утверждая об осведомленности покупателя о недостатке двигателя, ссылался на перечень дефектов и повреждений автомобиля, оговоренных в акте – «посторонний звук в ДВС (незначительные задиры, масленый нагар на свечах)».

По ходатайству ответчика по делу была назначена автотехническая экспертиза для проверки причинно-следственной связи неработоспособности автомобиля.

Экспертами был сделан вывод, что причиной выявленных неисправностей являются эксплуатационные недостатки, возникшие до передачи автомобиля.

Решение суда. Суд с учетом заключения судебной автотехнической экспертизы пришел к выводу о праве истца отказаться от договора купли-продажи транспортного средства со взысканием его стоимости, убытков на оплату услуг эвакуатора, стоимости независимой гарантии, применив к ответчику меру ответственности в виде штрафа.

Ответственность владельцев онлайн-сервисов

Не так давно в правовом поле появился еще одни участник потребительских отношений – владелец агрегатора.

Владелец агрегатора — это лицо или организация, которая управляет платформой или онлайн-сервисом, где предоставляются информация, товары или услуги от разных поставщиков или продавцов (например,  онлайн-маркетплейсы, приложения для бронирования отелей или путешествий, онлайн-порталы для покупки или продажи товаров и другие аналогичные платформы).

Примером может служить популярный владелец агрегатора — такси-сервис Uber, который предоставляет платформу для пассажиров и водителей такси.

Еще один пример – Airbnb — это онлайн-платформа по аренде жилья от частных лиц.

Владельцы этих агрегаторов не являются поставщиками сами по себе, но они обеспечивают возможность получения информации о товарах или услугах от разных продавцов или поставщиков на своих платформах.

Важной особенностью таких ресурсов является их ответственность за достоверность информации о фактическом продавце (исполнителе)[1].

Согласно п.1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей владелец агрегатора обязан довести до сведения потребителей следующую информацию о себе и продавце (исполнителе):

— фирменное наименование (наименование);

— место нахождения (адрес);

— режим работы;

— государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

— фамилию, имя, отчество (если имеется);

-государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя);

— информацию об изменении вышеуказанных сведений.

Владельцы агрегаторов обязаны размещать вышеуказанную информацию  на своем сайте (странице сайта) в сети Интернет.  При этом информацию о продавце (исполнителе) владелец агрегатора вправе довести до сведения потребителей посредством размещения ссылки на сайт продавца (исполнителя).

Владелец агрегатора несет ответственность перед потребителем за предоставление недостоверной или неполной информации о товаре (услуге) (п. 2.1 ст. 12 Закона о Защите прав потребителя).

Владелец агрегатора освобождается от возмещения убытков потребителю, если не изменяет информацию о товаре (услуге), предоставленную продавцом (исполнителем) (т.е. информация неверно указывается самим продавцом или исполнителем услуг).

В таком случае требование потребителя о возмещении ему убытков, причиненных продажей товара (оказания услуги) на основе неполной или недостоверной информации, должно быть направлено   непосредственно продавцу (исполнителю).

По общему правилу продавец (исполнитель) несет ответственность: за исполнение договора, заключенного потребителем с продавцом (исполнителем) на основании предоставленной владельцем агрегатора информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе); за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара (услуги) ненадлежащего качества;  за обмен непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар.

В то же время соглашением между владельцем агрегатора и продавцом (исполнителем) ответственность в подобных случаях может быть возложена на владельца агрегатора.

Моральный вред

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом,) прав потребителя, подлежит компенсации (при наличии вины исполнителя или продавца).

Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В качестве примера когда с исполнителя был взыскан моральный ущерб, приводим дело № 33-1158/2016.

Суть дела. Гражданка обратилась в суд с иском к Банку о защите прав потребителей. В обоснование иска она указала, что между нею и Банком был заключен кредитный договор, который содержал условия об оплате Банку ежемесячно страховой комиссии за услугу «Программа страхования жизни и трудоспособности заемщиков Банка».

Заёмщица требовала признать условие договора об оплате Банку ежемесячно страховой комиссии за услугу «Программа страхования жизни и трудоспособности заемщиков Банка» недействительным. Просила взыскать с ответчика уплаченные ею комиссии за страхование  и компенсацию морального вреда.

Решение суда. Поскольку кредитный договор был заключён гражданкой с Банком в потребительских целях, то данные правоотношения между ними именуются потребительскими и регулируются Законом о защите прав потребителя, п. 2 ст. 16 которого запрещает обусловливать предоставление одних услуг обязательным предоставлением других услуг.

Включение в кредитный договор условия об обязанности заемщика застраховать свою жизнь и здоровье, фактически являющееся условием получения кредита, свидетельствует о злоупотреблении свободой договора, поскольку получение заемщиком кредита было обусловлено необходимостью обязательного приобретения другой услуги — страхования жизни и здоровья заемщика.

Кроме того, сама услуга по подключению к Программе страхования значительно увеличила сумму кредита, что является невыгодным для заемщика условием, поскольку установленная банком процентная ставка начисляется на всю сумму кредита (в т.ч. сумму комиссии), что увеличивает размер выплат по кредиту.

На основании вышеизложенных доводов требования гражданки о признании условия договора об оплате Банку ежемесячно страховой комиссии за услугу «Программа страхования жизни и трудоспособности заемщиков Банка» недействительным были удовлетворены.

Учитывая обстоятельства причинения вреда, характер и объем причиненных гражданке нравственных страданий с Банка была взыскана в пользу гражданки денежная компенсация морального вреда.

[1] Информация с сайта Роспотребнадзора (https://77.rospotrebnadzor.ru/)

Распечатать статью