Ответственность за неведение воинского учета

В редакцию журнала поступил вопрос: непредставление в установленный срок в военный комиссариат (иной орган, осуществляющий воинский учет) списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет штраф.

Если таких граждан нет, то административная и другая ответственность не наступает?

Вновь принятых сотрудников нет, все сотрудники работают более 5 лет.

На вопрос отвечают консультанты ООО «Интерком-Аудит Екатеринбург».

В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» все организации обязаны вести воинский учет своих сотрудников.

Организация, которая не вела воинский учет, должна встать на учет в военном комиссариате (далее — военкомат) по месту регистрации.

Нормативными правовыми актами порядок постановки организации на воинский учет не определен.

В связи с чем необходимо обратиться в районный военкомат и уточнить, как устроен порядок и какие документы нужно предоставить.

Нормативная база

Осуществление воинского учета у работодателей регламентировано:

Обязанности работодателя

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:

1) оповещать граждан о вызовах (повестках) военкоматах при поступлении, в том числе в электронной форме, таких вызовов (повесток);

2) обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военкоматов;

3) направлять необходимые для ведения воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в течение пяти дней со дня изменения соответствующих сведений.

Указанные сведения можно направить, в том числе, с использованием портала Госуслуги.

4) направлять в военкоматы сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, в течение трех рабочих дней, в том числе с использованием портала Госуслуги;

5) вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военкомат для постановки на воинский учет.

Отчетность по воинскому учету

Согласно п. 1 ст. 4, п. 11 ст. 8.1 Закона № 53-ФЗ, п. п. 32, 34 Положения № 719, п. 29 Рекомендаций работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны направлять следующую отчетность:

1) сведения о гражданине, подлежащем воинскому учету, при принятии его на работу или увольнении с работы.

Сведения направляются в течение 5 дней со дня принятия на работу или увольнения в соответствующие военкоматы;

2) по запросам военкоматов необходимые для ведения воинского учета сведения о работниках, состоящих на воинском учете, а также о тех, кто не состоит, но обязан состоять на воинском учете, по форме, приведенной в Приложении № 10 к Рекомендациям (подаются в двухнедельный срок);

3) сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья работников, состоящих на воинском учете, по форме, приведенной в Приложении № 2 к Порядку, предусмотренному в Приложении № 13 к Рекомендациям (передаются в военкоматы в течение 5 дней со дня изменения соответствующих сведений).

4) сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять, – в течение 3 рабочих дней в военные комиссариаты.

Форму, по которой направляются данные сведения, следует уточнить в военкомате;

5) сведения о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, и заполненные на них анкеты – не позднее 1 ноября года, предшествующего году первоначальной постановки таких граждан на воинский учет (сведения представляются военкомату по его запросу)

6) списки граждан, пребывающих в запасе, для сверки учетных сведений карточек с учетными данными граждан, состоящих на воинском учете в других военкоматах, – не реже одного раза в год.

Дата и время сверки устанавливаются военкоматами, ведущими свою деятельность на территории, в пределах которой находится организация.

Списки составляются в двух экземплярах, второй экземпляр списка с указанием регистрационного номера и даты отправки хранится в организации в течение года (п. 36 Инструкции № 700).

7) карточку учета организации.

Унифицированная форма карточки законодательством не установлена, однако, ее можно представить по форме, указанной в Письме Минкультуры России от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА.

Сроки, порядок представления карточки и ее точную форму рекомендуем уточнить в своем военном комиссариате и комиссии по бронированию, так как они могут отличаться в зависимости от региона.

8) приказ об организации воинского учета граждан и план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе (п. п. 22, 37 Рекомендаций).

Ответственность

С 01.10.2023 вступили поправки в КоАП РФ, которые ужесточили административную ответственность за нарушения ведения воинского учета.

В частности, за непредставление в установленный срок в военкомат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, на должностных лиц могут быть наложены штрафы до 50 000 рублей, на организацию до 400 000 рублей.

За непредставление или несвоевременное представление должностными лицами организаций сведений (например, о приеме на работу), необходимых для ведения воинского учета, грозит штрафом такому лицу до 50 000 рублей (для организаций штрафы по этому основанию не предусмотрены).

Рекомендуем Вашей организации встать на воинский учет и своевременно сообщать в военкомат сведения в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Распечатать статью