Госрегулирование производства и оборота табачных изделий

Статья в бюллетене: Бюллетень № 7 (23) – Июнь 2022 , опубликовано 20.11.2023

(Информация Минфина РФ от 09.06.2022)

 

На портале проектов нормативных правовых актов https://regulation.gov.ru Минфин РФ разместил проект федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий и сырья для их производства» (ID проекта 02/04/07-21/00118407).

Проект вводит государственное регулирование производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства в рамках отдельного отраслевого закона с установлением специализированного контроля.

В качестве модели регулирования будет использована уже налаженная система государственного регулирования и контроля алкогольного рынка.

Разрозненное нормативно-правовое регулирование производства и оборота табачной продукции, по мнению Минфина РФ, приводит к отсутствию скоординированных решений в этой сфере и, как следствие, увеличению нелегального производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции.

Подготовленный документ направлен на комплексное государственное регулирование табачной отрасли, снижение объемов нелегального производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции, чтобы обеспечить безопасность указанных товаров для граждан, а также защитить экономические интересы страны.

Так, документ предполагает лицензирование деятельности в сфере производства и импорта табачной, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства, а также предусмотрена обязанность производителей регистрировать основное оборудование для производства такой продукции.

Если оборудование не используется, его необходимо будет законсервировать.  Оборудование, задействованное в незаконном производстве, будет подлежать изъятию.

При этом лицензирование розничной продажи законопроектом не предусмотрено.

Это позволит исключить возможные риски возникновения чрезмерной административной и финансовой нагрузки как на малое и среднее предпринимательство, так и на органы государственной власти субъектов РФ, а также риски увеличения расходов региональных бюджетов.

С 2019 года табачная и никотинсодержащая продукция маркируется средствами идентификации ЦРПТ «Честный знак». Это позволяет обеспечивать прослеживаемость движения произведенной и ввозимой табачной продукции до конечного потребителя.

Разработанным законопроектом предусмотрено, что вводимый государственный контроль за производством и оборотом табачной и никотинсодержащей продукции будет также опираться на маркировку ЦРПТ, показавшую за время применения свою эффективность.

В данной системе будет производиться учет объема производства и оборота продукции и сырья, что обеспечит комплексный подход к осуществлению государственного контроля.

Кроме того, для предотвращения незаконных производства и оборота в законопроекте предусмотрены и иные меры:

— запрет розничной продажи табачных изделий, никотинсодержащей продукции не в потребительской упаковке,

— отдельные ограничения по перемещению продукции и изделий,

— обязательное наличие сопроводительных документов, маркировки при их обороте.

Проектом документа предлагается установить основные положения о новом виде федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства:

— определить круг его полномочий,

— основания для приостановления и аннулирования лицензий,

— применение иных мер к недобросовестным участникам рынка, в том числе изъятие табачных изделий, табачной и никотинсодержащей продукции и сырья, находящихся в нелегальном обороте, изъятие оборудования для их производства.

Вместе с проектом отраслевого закона также внесены проекты необходимых изменений в КоАП и УК РФ в части противодействия незаконному производству и обороту табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства.

По мнению Минфина РФ, реализация предлагаемых мер позволит установить эффективный государственный контроль за производством и оборотом табачной и никотинсодержащей продукции, повысить прозрачность рынка и создать понятные предпринимательскому сообществу условия его функционирования.

Минфин РФ в указанной информации справочно привел следующие данные об обороте нелегальной табачной продукции.

По оценкам экспертов, доля нелегальной табачной продукции в России за 2016 – 2018 годы увеличилась с 1,5% до 8%. В 2019 году тенденция к увеличению нелегального оборота табачной продукции сохранилась – в I квартале 2019 г. доля нелегальной табачной продукции составила 10,3 % (по данным TNS Kantar).

В 2020 году доля нелегальной табачной продукции сократилась до 7%. Однако существенную роль в замедлении данной тенденции сыграли ограничения в виде закрытия государственных границ и сокращения каналов продаж, связанные с распространением коронавирусной инфекции.

В I квартале 2021 г. по сравнению с I кварталом 2019 г. доля нелегальной табачной продукции на российском рынке увеличилась с 10,3% до 10,7%.

Распечатать статью