Кто может не раскрывать информацию о своей деятельности

Опубликован Указ Президента РФ № 73 от 27.01.2024, который определяет временный порядок раскрытия и предоставления информации хозяйственными обществами, являющимися экономически значимыми организациями.

Критерии отнесения организации к экономически значимой установлены Федеральным законом от 04.08.2023 № 470-ФЗ «Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями».

Критерии отнесения общества к экономически значимой организации

Под экономически значимой организацией понимается российское хозяйственное общество, включенное в утверждаемый Правительством РФ перечень экономически значимых организаций и удовлетворяющее одному или нескольким из следующих критериев:

1) суммарный объем выручки по данным финансовой отчетности за последний завершенный отчетный год превышает 75 млрд рублей;

2) количество работников составляет более 4 000 человек,

3) суммарная стоимость активов по данным финансовой отчетности за последний завершенный отчетный год превышает 150 млрд рублей;

4) сумма налогов (сборов), уплаченных за предшествующий календарный год, составляет не менее 10 млрд рублей;

5) совокупная стоимость имущества, находящегося в доверительном управлении общества, по данным финансовой отчетности за последний завершенный отчетный период превышает 400 млрд рублей, а количество клиентов такого хозяйственного общества составляет не менее 300 тысяч (при условии, что такое общество является профессиональным участником рынка ценных бумаг);

6) количество пользователей услуг и сервисов, предоставляемых обществом, в том числе посредством интернета, составляет более 2 млн человек;

7) по состоянию на 1 февраля 2022 года общество является субъектом критической информационной инфраструктуры[1];

8) по состоянию на 1 февраля 2022 года общество является градообразующей организацией;

9) внедряет технологии или программное обеспечение для общественно значимых сервисов и услуг;

10) оказывает услуги в сфере информационных технологий или связи;

11) участвует в создании и модернизации высокопроизводительных или высокооплачиваемых рабочих мест;

12) является системно значимой кредитной организацией;

13) обладает правом (лицензией) на пользование недрами на территории РФ (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых) и численность персонала такого общества более 500 человек.

От предоставления какой информации освобождены экономически значимые организации

Если общество соответствует таким критериям и внесено в перечень экономически значимых организаций, то оно освобождено от раскрытия и представления информации, которая подлежит раскрытию на основании требований:

  • Закона Об организации страхового дела[2],
  • Закона О банках и банковской деятельности[3],
  • Закона Об акционерных обществах[4],
  • Закон обществах с ограниченной ответственностью[5],
  • Закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ)[6],
  • Закона О государственной регистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей[7],
  • Закона О защите конкуренции[8],
  • Закона Об информации, информационных технологиях и о защите информации[9],
  • Закона О персональных данных[10],
  • Закона Об аудиторской деятельности[11],
  • Закона О консолидированной финансовой отчетности[12],
  • Закона Об электронной подписи[13],
  • Закона О контрактной системе в сфере закупок[14],
  • Закона О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении[15].

Следует отметить, что перечень законодательных актов не является закрытым, так как в Указе сделана специальная оговорка «Хозяйственные общества вправе не раскрывать и не предоставлять иную информацию, подлежащую раскрытию или предоставлению на основании требований законодательства Российской Федерации».

Приведем несколько примеров обязательного раскрытия информации, которые предусмотрены нормами вышеуказанных законов.

П. 6 ст.6 Закона Об организации страхового дела предусмотрено, что страховщик должен размещать на собственном сайте в интернете помимо общей информации о страховой организации (наименование, адрес, номера телефонов, виды деятельности, об участии в профессиональных сообществах) также и сведения о руководителях, об акционерах (участниках, членах) страховщика, а также публиковать бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение.

Кроме того, ст. 28 этого же Закона определено, что страховщики в отчетности должны раскрывать, в том числе, информацию о составе акционеров (участников) и их доли в уставном капитале страховщика.

Если страховщик будет признан экономически значимой организацией, то он вправе указанную информацию не размещать.

Подп. 7 п. 3 ст. 72.1 Закона Об акционерных обществах установлено, что при совершении сделок по приобретению акций должна быть раскрыта информация о программе приобретения акций и ее основных условиях.

Если акционерное общество будет признано экономически значимой организацией, то оно вправе указанную информацию не раскрывать.

П. 3.14 и 3.15 ст. 8 Закона О рынке ценных бумаг предусмотрены корреспондирующие обязанности держателя реестра раскрыть информацию о прекращении договора на ведение реестра и одновременно эмитент также должен раскрыть информацию о замене держателя реестра.

Если эмитент будет признан экономически значимой организацией, то он вправе указанную информацию не раскрывать и, соответственно, такую информацию об эмитенте не должен раскрывать и реестродержатель.

П. 5 ст. 51 Закона Об обществах с ограниченной ответственностью устанавливает для реорганизуемого общества после внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о начале процедуры реорганизации обязанность помещать в журнале «Вестник государственной регистрации сообщение о его реорганизации.

Если общество с ограниченной ответственностью будет признано экономически значимой организацией, то оно вправе указанную информацию не размещать.

Ст. 6.1 Закона о ПОД/ФТ предусмотрено, что юридическое лицо должно раскрывать в отчетности информацию о своих бенефициарных владельцах.

Если такое юрлицо будет признано экономически значимой организацией, то оно вправе указанную информацию не раскрывать.

Информирование о нераскрытии и непредставлении информации

Хозяйственные общества должны направить уведомление о факте нераскрытия или непредставления информации в соответствующий орган исполнительной власти, который должен был получить такую информацию.

На кого еще распространяется временный порядок раскрытия и предоставления информации

Указанный временный порядок раскрытия и предоставления информации распространяется также:

  • на лиц, которые обязаны или имеют право вступить в прямое владение акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации,
  • на лиц, которым передано право на вступление в прямое владение акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации,
  • на общества, которые созданы в судебном порядке и которым переданы права иностранной компании на акции (доли в уставном капитале) экономически значимой организации.

[1] Субъект критической информационной инфраструктуры определяется в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

[2] Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

[3] Федеральный закон (ФЗ) от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

[4] ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

[5] ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

[6] ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

[7] ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

[8] ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[9] ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

[10] ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

[11] ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

[12] ФЗ от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

[13] ФЗ от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

[14] ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[15] ФЗ от 08.06.2020 № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации».

Распечатать статью