Как подать жалобу в ФНС по ТКС

Налоговая служба в Письме от 20.11.2023 № БВ-4-9/14632@ разместила рекомендации по порядку представления жалоб в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП).

Важно помнить, что налогоплательщик не сможет обратиться за защитой своих интересов в суд, если он пропустит стадию досудебного обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц.

В публикации отметим наиболее значимые моменты, которые должен учитывать налогоплательщик при подаче жалобы через ТКС.

Где определен порядок предоставления жалоб

Общие правила представления жалоб на акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц регламентированы главой 19 НК РФ.

Куда направляется жалоба

Жалоба направляется по ТКС в налоговый орган, ненормативные акты, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются, либо в налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению к этому налоговому органу.

Дата представления жалобы по ТКС

Датой представления жалобы в налоговый орган в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки электронного документа, сформированном оператором электронного документооборота (ЭДО).

Жалоба считается принятой налоговым органом, если лицу, подавшему жалобу, поступила квитанция о приеме электронного документа, подписанная УКЭП налогового органа, принявшего жалобу по ТКС.

Датой получения жалобы налоговым органом в электронной форме по ТКС считается дата, указанная в квитанции о приеме электронного документа.

Когда ФНС откажет в принятии жалобы

Перечень оснований для отказа в приеме налоговым органом жалобы является закрытым.

К таким основаниям, в частности, относятся:

1) несоответствие жалобы установленному формату[1].

По такому основанию крайне редко отказывают в приеме жалобы, так как операторы ЭДО оперативно обновляют свое программное обеспечение и налогоплательщику не приходится заботится о проверке формата жалобы;

2) отсутствие в жалобе, представленной в налоговый орган по ТКС, УКЭП лица, подавшего жалобу, или несоответствие электронной подписи, которой подписана поступившая жалоба, УКЭП, подавшего жалобу.

Отказ по такому основанию также маловероятен, так как операторы ЭДО на стадии формирования и отправки жалобы направят пользователю сообщение о данном несоответствии;

3) направление представителем лица, нарушение прав которого обжалуется, жалобы без приложения к ней информационного сообщения о представительстве в отношениях в электронной форме.

Как налоговая известит, что приняла жалобу

Лицо, подавшее жалобу, в течение одного рабочего дня с даты отправки жалобы в электронной форме по ТКС должно получить:

  • подтверждение даты отправки электронного документа;
  • квитанцию о приеме электронного документа (уведомление об отказе в приеме электронного документа).

При получении жалобы в электронной форме по ТКС и отсутствии оснований для отказа в приеме жалобы налоговый орган в течение одного рабочего дня с даты получения жалобы формирует квитанцию о приеме электронного документа и направляет ее лицу, подавшему жалобу.

При наличии оснований для отказа в приеме жалобы налоговым органом автоматически формируется уведомление об отказе в приеме электронного документа и направляется лицу, подавшему жалобу.

Когда ждать результат от налоговой по жалобе

Налоговый орган не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения по жалобе, направляет решение в электронной форме по ТКС лицу, подавшему жалобу.

В течение шести рабочих дней с даты направления решения по жалобе лицо, подавшее жалобу, должно направить в налоговый орган квитанцию о приеме такого решения.

[1] Формат жалобы утвержден приказом ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@ «Об утверждении формы жалобы (апелляционной жалобы) и порядка ее заполнения, а также форматов и порядка представления жалобы (апелляционной жалобы) и направления решений (извещения) по ним в электронной форме».

Распечатать статью