Кто виноват, если покупатель поскользнулся на лестнице магазина

Статья в бюллетене: Бюллетень № 1 (41) – Январь 2024 , опубликовано 12.02.2024
Тематики: Личный вопрос

Продавец обязан обеспечить безопасные условия для здоровья потребителей.

Такой вывод сделал Верховный суд РФ в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда от 14 февраля 2023 г. № 66-КГПР22-15-К8[1].

Суть дела. Гражданка обратилась в суд с иском к обществу о компенсации морального вреда и взыскании штрафа в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей[2]).

В обоснование иска она указала, что получила травму при падении на обледеневшей лестнице магазина, расположенного в арендуемом ответчиком помещении.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен индивидуальный предприниматель (ИП), являющийся собственником помещения.

Решения нижестоящих судов. Установив факт причинения вреда здоровью истице в результате ненадлежащего содержания лестницы при входе в магазин и уклонение от удовлетворения в добровольном порядке требований потребителя, суд первой инстанции взыскал в пользу истца с общества и ИП по 35 000 руб. в счет компенсации морального вреда и по 17 500 руб. в качестве потребительского штрафа.

Отменяя решение суда в части взыскания штрафа и принимая в этой части новое решение об отказе в удовлетворении данного требования, суд апелляционной инстанции указал, что между сторонами спора возникли деликтные правоотношения, к которым не подлежит применению Закон о защите прав потребителей.

Указанные правоотношения следует разрешать в соответствии со ст. 1084 Гражданского кодекса РФ, которая регулирует правила возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

Деликтные отношения – это обязательства, возникающие в связи с причинением вреда. 

Особенность деликтных обязательств состоит в том, что их возникновение не обусловлено договором, а связано с наступлением факта — причинением вреда.

В остальной части решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.

Кассационный суд общей юрисдикции оставил апелляционное определение без изменения.

Решение Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ решения нижестоящих судов отменил, указав при этом следующее.

Из преамбулы Закона о защите прав потребителей следует, что к потребителю относится в том числе и гражданин, еще не совершивший действие по приобретению товара, но имевший намерение заказать или приобрести либо заказывающий или приобретающий товары (работы, услуги).

При этом под безопасностью товара (работы, услуги) понимается безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

Согласно пункту 138 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» под безопасностью услуги торговли понимается комплекс свойств услуги, проявление которых при обычных условиях ее оказания не подвергает недопустимому риску жизнь, здоровье и имущество покупателя (потребителя).

Из изложенного следует, что продавец обязан обеспечить безопасные условия для здоровья потребителей и сохранности их имущества в том числе и при нахождении покупателя в торговом помещении.

Таким образом, если обязательство возникло из причинения вреда, это не значит, что взаимодействия сторон нельзя определить как отношения продавца и потребителя.

В данной ситуации продавец обязан возместить причиненный покупателю вред в рамках Закона О защите прав потребителя.

[1] Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023

[2] Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

 

Распечатать статью