Учет доходов для УСН в результате преобразования АО в ООО

Статья в бюллетене: Бюллетень № 2 (42) – Февраль 2024 , опубликовано 06.03.2024
Тематики: УСН

Акционерное общество (АО) 18.05.2015 было реорганизовано в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью (ООО).

По результатам выездной налоговой проверки было установлено, что как правопреемник — ООО, так и правопредшественник — ЗАО в указанном периоде применяли упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом налогообложения «доходы».

При этом ЗАО в 2015 году до завершения реорганизации 18.05.2015 получило доход в сумме 5 млн рублей; после указанной даты ООО получило доход — 68 млн рублей.

Налоговый орган пришел к выводу, что для целей применения УСН доходы ЗАО и ООО за 2015 год подлежали объединению, вследствие чего они превысили предельный уровень, а ООО в этот налоговый период утратило право на применение УСН и подлежало налогообложению по общей системе.

На момент вынесения решения ФНС лимит доходов  для применения УСН составлял 68,82 млн рублей в год.

Заявитель обосновывал свою позицию о правомерном применении УСН тем, что при определении базы для исчисления налога по УСН вновь созданная организация — ООО не должна учитывать доходы, полученные ЗАО до реорганизации.

Решения нижестоящих судов. Суд первой инстанции пришел к выводу, что при определении базы для исчисления налога по УСН вновь созданная организация — ООО не должна учитывать доходы, полученные ЗАО до реорганизации.

Апелляционный суд не согласился с позицией суда первой инстанции, и, с учетом тех же норм права, отметил, что при реорганизации в виде изменения организационно-правовой формы обязанности первоначального юридического лица не прекращаются, а остаются за ним в том состоянии, в котором находились на момент их возникновения.

Суд кассационной инстанции  счел позицию суда первой инстанции относительно применения УСН правильной и отменил постановление суда апелляционной инстанции.

Позиция Верховного Суда РФ. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ, отменяя решение суда первой инстанции и постановление суда кассационной инстанции и оставляя в силе постановление суда апелляционной инстанции, исходила из следующего.

При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются (п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса РФ).

При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо (п. 9 ст. 50 Налогового кодекса РФ, далее – НК РФ).

Соответственно, само по себе преобразование одного юридического лица в другое не влечет налоговых последствий.

В силу общего положения – п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Для целей УСН налоговым периодом признается календарный год; отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 346.19 НК РФ).

При этом НК РФ прямо не регламентирует особенности исчисления налогового периода применительно к УСН при преобразовании одного юридического лица в другое.

П. 4 ст. 346.13 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2015 году) с учетом коэффициента-дефлятора на 2015 год предусматривает, что если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 68 820 000 рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение.

Соответственно, для целей УСН исчисление доходов с начала отчетного (налогового) периода имеет экономическое обоснование — отграничение субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих право на применение соответствующего специального налогового режима, от прочих субъектов.

Преобразование одного юридического лица в другое налогозначимых для УСН экономических последствий не влечет, вследствие чего в отсутствие прямых указаний в налоговом законодательстве не может влиять на установленный способ исчисления доходов.

Таким образом, сущность конструкции коммерческой организации, в том числе подвергшейся преобразованию из одной организационно-правовой формы в другую организационно-правовую форму, предполагает учет доходов с начала отчетного (налогового) периода, то есть, в настоящем случае, с 01.01.2015.

Соответственно, обязанность ООО по определению налоговой базы по УСН за 2015 год существует без изменения с 01.01.2015.

Данные выводы содержатся в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.08.2023 № 302-ЭС23-2531 по делу № А33-3588/2021.

 

Распечатать статью