Как быть, если работодатель не знал, что работник – инвалид

При оформлении на работу работник скрыл факт своей инвалидности, справку об инвалидности, индивидуальную программу реабилитации или абилитации не представил.

Так как работодатель не знал, что работник инвалид, соответственно, такому работнику не были обеспечены особые условия труда для инвалидов.

Сам работник не требует установления ему таких условий.

Может ли в этом случае работодатель быть привлечен к ответственности за необеспечение особых условий труда для инвалидов?

Этот вопрос разъяснила государственная инспекция труда в городе Москве в письме от 31.07.2024 № 77/7-20514-24-ОБ/10-24934-ОБ/18-1270.

Программа реабилитации инвалида обязательна для исполнения всеми организациями, независимо от их формы собственности.

Однако, для самого инвалида она носит рекомендательный характер, и он может отказаться от любых видов, форм и объема реабилитационных мероприятий, а также от выполнения программы в целом.

Справка об инвалидности и программа реабилитации не входят в перечень обязательных документов, которые гражданин должен предъявить при устройстве на работу.

Работодатель вправе запрашивать дополнительные документы только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и другими законами.

Законодательство предъявляет определенные требования к условиям труда инвалидов.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» работодатели обязаны создавать условия труда инвалидам в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации.

Таким образом, наличие инвалидности возлагает на работодателя обязанности по организации труда, за невыполнение которых он может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Однако, если работник скрыл информацию о своей инвалидности, работодатель не несет ответственности за несоздание особых условий труда.

Распечатать статью