Метод оценки покупных товаров, обладающих едиными характеристиками

Допустимо ли в целях исчисления налога на прибыль применять различные методы оценки покупных товаров, при условии, что эти товары обладают едиными характеристиками?

Этот вопрос разъяснил Минфин России в письме от 09.08.2024 № 03-03-06/1/74867.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) при продаже приобретенных товаров налогоплательщик имеет право уменьшить доходы от таких операций на стоимость их приобретения.

Эта стоимость определяется в соответствии с учетной политикой организации для целей налогообложения с использованием одного из следующих методов оценки:

  • по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО),
  • по средней стоимости,
  • по стоимости каждой единицы товара.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ).

Исходя из изложенного Минфин России делает вывод, что налогоплательщик в отношении конкретных видов товаров, обладающих едиными характеристиками, обязан применять один метод оценки покупных товаров, предусмотренный подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ, и зафиксировать это в учетной политике.

К примеру, компания закупает одинаковые партии бумаги формата А4 одного и того же производителя, одного типа и одного веса (например, плотностью 80 г/м2).

В этом случае все закупленные партии бумаги будут рассматриваться как товары с едиными характеристиками.

Для целей налогообложения, такие товары могут оцениваться одним из методов (ФИФО, средней стоимостью или по стоимости единицы товара), поскольку они являются идентичными по характеристикам.

Распечатать статью