Проверки ФСС РФ. В поисках нарушений

Мы выплачивали пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет сотруднице с 01.07.2013 г. по 17.10.2014 г. Средний заработок рассчитали следующим образом: сотрудница работала в нашей организации по основному месту в 2011 г. и 2012 г. и по совместительству в другой организации также в 2011 г. и в 2012 г. (по совместительству числится в другой организации до сегодняшнего дня). В расчет ошибочно суммировали заработную плату по основной организации и заработную плату по совместительству.

ФСС делал камеральные проверки отчета, замечаний никаких не было, все суммы по октябрь 2014 г. нам были возмещены. Сделана выездная проверка ФСС за 2013 г., в акте выездной проверки указано, что замечаний по камеральным проверкам нет. Когда подали на возмещение последнюю сумму пособия за октябрь 2014 г., новый ревизор увидела ошибку в расчете. Переплата пособия ФСС составила 90 000 руб.

Что теперь может сделать ФСС? Может ли удержать с нас сумму переплаты? Как нам быть в этой ситуации?

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со ст. 14 закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) (п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

В письме от 13.09.2013 г. № 15-03-09/12-2494П ФСС РФ разъяснил, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего соответствующее пособие, с учетом среднего заработка за время работы (службы иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) за период, предшествующий периоду работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего указанное пособие.

Следовательно, пособие Вами как страхователем было начислено неверно.

П. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ установлено, что сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в ФСС РФ, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ.

Плательщик страховых взносов вправе в пределах расчетного периода зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Таким образом, в результате неверного расчета суммы пособия Вы перечислили в бюджет ФСС РФ сумму страховых взносов в меньшем размере.

А страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в ФСС РФ (ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ).

Сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законом срок, признается недоимкой.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Законом № 212-ФЗ (ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

Кроме того, неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов (ст. 47 Закона № 212-ФЗ).

Денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки, признается пенями.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (ст. 25 Закона № 212-ФЗ).

В соответствии со ст. 38 Закона № 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

Согласно ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, или произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ.

Решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения вместе с требованием об их возмещении направляется страхователю в течение 3 дней со дня вынесения решения.

В случае, если в срок, установленный в указанном требовании, страхователь не произвел возмещение расходов, не принятых к зачету, решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения является основанием для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов.

Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется страховщиком в порядке, установленном ст. 19 Закона № 212-ФЗ.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов.

Взыскание страховых взносов производится по решению органа ФСС РФ путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения органа ФСС РФ на списание и перечисление в бюджет ФСС РФ необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов.

До принятия решения о взыскании орган ФСС РФ направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Решение о взыскании принимается органом ФСС РФ после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока.

В п. 27 ст. 35 Закона № 212-ФЗ указано, что если при проведении повторной выездной проверки выявлен факт совершения плательщиком страховых взносов нарушения законодательства РФ о страховых взносах, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, к плательщику страховых взносов не применяются штрафные санкции, за исключением случая, если невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между плательщиком страховых взносов и должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов.

Однако в отношении камеральных проверок, в результате которых не были выявлены существующие нарушения, ничего не сказано.

В Вашей ситуации Вы однозначно должны уплатить недоимку и пени.

В отношении штрафа можно побороться.

Ст. 53 Закона № 212-ФЗ установлено, что каждое лицо имеет право обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, действия (бездействие) его должностных лиц, если, по мнению этого лица, акты, действия (бездействие) нарушают права этого лица.

Акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Жалоба на акт органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностного лица подается в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение 3 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы (ст. 55 Закона № 212-ФЗ).

В жалобе можно указать, что поскольку по результатам предыдущих камеральных проверок и выездной проверки нарушения со стороны страхователя выявлено не было, то страхователь не мог знать о нарушениях и, соответственно, не мог вовремя исправить ситуацию.

Распечатать статью