Аренда муниципального имущества. УСН и НДС

Тематики: НДС, УСН

Организация на УСН арендует муниципальное имущество (цена аренды включает в себя НДС).

Должна ли организация выставлять сама себе счет-фактуру с пометкой «Аренда государственного (муниципального) имущества» и в какие сроки? Обязательно ли ведение журнала учета счетов-фактур, книги покупок, продаж? В какие сроки необходимо уплатить НДС в бюджет? Каков состав декларации по НДС с 2015 г., кроме титульного листа и раздела 2?

В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога.

В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества.

Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Согласно п. 3 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Организации и предприниматели, применяющие УСН, не признаются именно налогоплательщиками НДС.

Арендаторы муниципального и госимущества признаются в связи с такой арендой не налогоплательщиками, а налоговыми агентами по НДС.

При этом в п. 5 ст. 346.11 НК РФ прямо сказано, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.

П. 4 ст. 164 НК РФ установлено, что при удержании налога налоговыми агентами в соответствии с п. 13 ст. 161 НК РФ налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки 18% к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на размер налоговой ставки.

То есть если цена договора аренды включает в себя НДС, то сумма налога определяется расчетным путем по ставке 18/118.

Исчисление суммы НДС производится налоговым агентом в момент оплаты (в полном объеме или при частичной оплате) услуг по аренде муниципального имущества (письмо Минфина РФ от 18.05.2012 г. № 03-07-11/146).

Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при исчислении суммы НДС в соответствии с п. 13 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами, указанными в п. 2 и 3 ст. 161 НК РФ, составляются счета-фактуры.

Как указала ФНС РФ в письме от 12.08.2009 г. № ШС-22-3/634@, счет-фактура налоговым агентом выписывается не позднее 5 календарных дней, считая со дня предварительной оплаты или оплаты принятых на учет товаров (работ, услуг).

Счет-фактура составляется налоговым агентом в одном экземпляре для себя по общим правилам.

Особенности составления счета-фактуры налоговыми агентами установлены Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137.

Так, в строке 2 счета-фактуры Вы укажете полное или сокращенное наименование продавца (согласно договору с налоговым агентом), за которого налоговый агент исполняет обязанность по уплате налога.

В строке 2аместо нахождения продавца (согласно договору с налоговым агентом), за которого налоговый агент исполняет обязанность по уплате налога.

В строке 2б указываются ИНН и КПП продавца (согласно договору с налоговым агентом), за которого налоговый агент исполняет обязанность по уплате налога.

В строках 3 и 4 указываются прочерки.

В строке 5 указываются номер и дата платежно-расчетного документа, свидетельствующего об оплате приобретаемых услуг.

Подписывается счет-фактура налоговым агентом.

П. 3.1 ст. 169 НК РФ обязанность вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур установлена только для налогоплательщиков, в том числе освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, лиц, не являющихся налогоплательщиками, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика.

Кроме того, вести журналы учетаобязаны налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность на основе договоров транспортной экспедиции, в случае определения ими налоговой базы как суммы дохода, полученной в виде вознаграждения при исполнении данных договоров.

В п. 1 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС, также указано, что журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС, ведется за каждый налоговый период на бумажном носителе либо в электронном виде налогоплательщиками НДС, в том числе исполняющими обязанности налоговых агентов, и лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС в случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров.

Налоговые агенты, не являющиеся плательщиками НДС, ведут только часть 1 журнала учета в тех налоговых периодах, в которых регистрируют соответствующие счета-фактуры.

Однако эта норма касается только тех налоговых агентов, которые осуществляют посредническую деятельность.

Следовательно, Вы не обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.

В соответствии с п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137, налоговые агенты, указанные в п. 3 ст. 161 НК РФ (то есть в Вашем случае), регистрируют в книге продаж счета-фактуры, составленные при исчислении налога (при осуществлении оплаты или частичной оплаты, в том числе с применением безденежных форм расчетов, в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или при приобретении товаров, работ, услуг).

П. 3 ст. 171 НК РФ установлено, что покупатели — налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика, имеют право на налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 НК РФ покупателями — налоговыми агентами.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ такие вычеты производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм НДС, удержанного налоговыми агентами, после принятия на учет товаров (работ, услуг).

Таким образом, разъяснил Минфин РФ в письме от 26.01.2015 г. № 03-07-11/2136, организация, уплатившая в качестве налогового агента НДС по услугам аренды, имеет право на вычет этого налога в вышеуказанном порядке в том налоговом периоде, в котором фактически произведена его уплата в бюджет, при условии, что приобретенные услуги по аренде приняты к учету.

Однако поскольку организация, применяющая УСН, не состоит на учете в качестве налогоплательщика НДС, принять к вычету сумму НДС она не вправе.

Согласно п.п. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на суммы НДС по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии со ст. 346.16 НК РФ и ст. 346.17 НК РФ.

В состав расходов включаются арендные платежи за арендуемое имущество (п.п. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Поэтому суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком в составе арендной платы за муниципальное имущество, предоставленное органами местного самоуправления в аренду, могут быть учтены в составе расходов, определяемых ст. 346.16 НК РФ.

С этим согласны и налоговики (см., например, письмо УФНС по г. Москве от 17.06.2005 г. № 18-11/3/42465).

При реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 161 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в ст. 161 НК РФ (п. 4 ст. 173 НК РФ).

Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения (п. 3 ст. 174 НК РФ).

Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ).

Как разъяснила ФНС РФ в письме от 13.09.2011 г. № ЕД-4-3/14814@, п. 4 ст. 174 НК РФ иной порядок уплаты НДС предусмотрен для лиц, указанных в п. 5 ст. 173 НК РФ, и для налоговых агентов, перечисляющих денежные средства за приобретенные работы (услуги), местом реализации которых является территория РФ, у налогоплательщиков — иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые налоговыми агентами по НДС, при приобретении у органов государственной власти и органов местного самоуправления услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества сумму НДС, исчисленного за соответствующий налоговый период по указанным услугам, уплачивают равными долями не позднее 25-го числа (начиная с 2015 г. – ред.) каждого из трех месяцев, следующего за этим налоговым периодом.

Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Порядком заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденным приказом ФНС РФ от 29.11.2014 г. № ММВ-7-3/558@, установлено, что титульный лист и раздел 1 декларации представляют все налогоплательщики (налоговые агенты).

Разделы 212, а также приложения к разделам 3, 8 и 9 декларации включаются в состав представляемой в налоговые органы декларации при осуществлении налогоплательщиками соответствующих операций.

Раздел 2 декларации представляется лицами, исполняющими обязанности налоговых агентов при совершении операций, предусмотренных ст. 161 НК РФ.

При исполнении обязанности налогового агента организациями и индивидуальными предпринимателями, не являющимися налогоплательщиками НДС в связи с переходом, в частности, на УСН, заполняются титульный лист и раздел 2 декларации.

При отсутствии показателей для заполнения раздела 1 декларации в строках указанного раздела ставятся прочерки.

При этом в титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «231».

Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС, представляют в налоговый орган декларацию на бумажном носителе по установленной форме или в электронной форме по установленному формату.

Распечатать статью