УСН. Ошибочное исчисление НДС. Учет возврата суммы НДС

ООО на УСН (доходы) (по показателям относится к малому предприятию) арендовало в 2013, 2014 годах имущество казенного учреждения и уплачивало как налоговый агент НДС. По нашему заявлению за периоды 2013, 2014 гг. нам возвращен уплаченный НДС в полном объеме. Корректировочные декларации с нулевыми показателями направлены и приняты налоговой инспекцией за указанные периоды.
Как правильно отразить учет возвращенного НДС?

С 1 января по 31 декабря 2011 года при предоставлении на территории РФ казенными учреждениями в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по НДС определялась как сумма арендной платы с учетом НДС.

В этом случае налоговыми агентами признавались арендаторы указанного имущества.

Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

С 1 января 2012 года арендаторы имущества казенных учреждений не являются налоговыми агентами по НДС (ст. 1 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 330-ФЗ).

С 1 января 2012 года согласно п.п. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения НДС.

Таким образом, разъяснил Минфин РФ в письме от 17.12.2014 г. № 03-07-14/65191, услуги, оказываемые казенными учреждениями, в том числе по предоставлению в аренду муниципального имущества, не являются объектом налогообложения НДС.

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами являются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Налоговые агенты перечисляют налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налогов налогоплательщиком.

Поэтому в случае приобретения услуг по аренде муниципального имущества, оказываемых казенными учреждениями, не являющихся объектом налогообложения НДС, арендаторы НДС в качестве налогового агента не уплачивают.

Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

В соответствии с п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н, доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

При возврате излишне уплаченного налога увеличения экономических выгод не происходит.

Следовательно, в бухгалтерском учете данная сумма в составе доходов не отражается.

П. 1 ст. 41 НК РФ установлено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Минфин РФ в письме от 31.08.2012 г. № 03-03-06/1/453 разъяснил, что возвращенные (зачтенные) налогоплательщикам из бюджета суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, пеней, штрафных санкций не учитываются в составе доходов, подлежащих учету для целей исчисления налога на прибыль организаций, так как эти суммы не являются экономической выгодой, определяемой в соответствии со ст. 41 НК РФ.

Таким образом, налогоплательщик не учитывает при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций суммы возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) налогов, пеней и штрафных санкций.

А в письме от 22.06.2009 г. № 03-11-11/117 Минфин РФ указал, что налогоплательщики, применяющие УСН, не учитывают при определении объекта налогообложения в составе доходов суммы возврата излишне уплаченных налогов, уплачиваемых в связи с применением УСН.

Это относится как к полученным излишне уплаченным суммам налогов, которые уплачиваются в связи с применением УСН, так и к полученным излишне уплаченным суммам налогов, от уплаты которых налогоплательщики не освобождены в соответствии с главой 26.2 НК РФ.

А согласно п. 5 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.

Таким образом, и для целей налогообложения сумма возвращенного налога не увеличивает доходы.

Перечисление НДС в бюджет отражается:

ДЕБЕТ 68 субсчет «НДС»   КРЕДИТ 51.

Возврат излишне уплаченного НДС:
ДЕБЕТ 51  КРЕДИТ 68 субсчет «НДС».
Распечатать статью