Рекламные расходы
Организация на ОСН, занимается оптовой продажей дверной фурнитуры. Мы приобретаем буклеты, каталоги продукции, а также пакеты, ручки, блокноты с логотипом производителя и раздаем все это бесплатно своим клиентам.
Как учесть расходы в бухгалтерском и налоговом учете? Как выставлять счет-фактуру, если такая передача облагается НДС? А если не облагается, то нужно ли восстанавливать НДС, принятый к вычету при приобретении этой продукции?
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В письмах от 05.04.2007 г. № АЦ/4624, от 30.10.2006 г. № АК/18658, от 23.01.2006 г. № АК/582 Федеральная антимонопольная служба разъяснила, что нанесение юридическим или физическим лицом логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию (авторучки, футболки, пакеты, календари и прочее) осуществляется в рекламных целях, независимо от дальнейшего распространения данной продукции сотрудникам, партнерам данной организации или третьим лицам, в том числе на безвозмездной основе.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.
ФНС РФ письмом от 25.04.2007 г. № ШТ-6-03/348@ направила данные письма ФАС в целях администрирования НДС в соответствии с п.п. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ.
В соответствии с п.п. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождается передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей.
В п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 г. № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС» разъяснено, что в силу п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ для целей взимания налога реализацией товаров (работ, услуг) признается их передача (выполнение, оказание) контрагенту как на возмездной, так и на безвозмездной основе.
В случае передачи товаров (работ, услуг) в рекламных целях такие операции подлежат налогообложению на основании п.п. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, если расходы на приобретение (создание) единицы товаров (работ, услуг) превышают 100 рублей.
Вместе с тем не может рассматриваться в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения, распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве.
Минфин РФ выпустил несколько писем, разъясняющих данную позицию Суда.
Передача каталогов и брошюр, бесплатно раздаваемых потенциальным покупателям, считает Минфин, объектом налогообложения НДС не является независимо от величины расходов на приобретение (создание) этих каталогов и брошюр.
При этом следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС.
В этой связи оснований для принятия налогоплательщиком к вычету сумм НДС, предъявленных продавцами (изготовителями) указанных рекламных материалов, оснований не имеется.
В соответствии с п.п. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов.
По мнению Минфина, в случае если операции по распространению рекламных материалов, являющемуся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, не формируют самостоятельный объект налогообложения, суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении указанных рекламных материалов налогоплательщик вправе учесть в стоимости таких товаров (работ, услуг) на основании п.п. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ.
Что касается блокнотов, ручек с логотипом компании, стоимость которых за единицу продукции превышает 100 рублей, то принимая во внимание норму п.п. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, их передача потенциальным покупателям облагается НДС в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 19.12.2014 г. № 03-03-06/1/65952, от 23.10.2014 г. № 03-07-11/53626, от 19.09.2014 г. № 03-07-11/46938).
Согласно п.п. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Следовательно, если в отношении буклетов, каталогов Вы принимали входной НДС к вычету, то нужно восстановить сумму НДС, ранее принятую к вычету, в том налоговом периоде, в котором они были переданы.
Если стоимость ручек, блокнотов, пакетов превышает 100 рублей за единицу, то их передача облагается НДС.
П. 1 ст. 169 НК РФ установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявляемых продавцом товаров сумм НДС к вычету.
Поскольку физические лица налогоплательщиками НДС не являются и этот налог к вычету не принимают, то, считает Минфин РФ, счета-фактуры по товарам, безвозмездно переданным физическим лицам в рекламных целях, возможно выписывать в одном экземпляре на всю партию безвозмездно передаваемых товаров.
При этом указанные счета-фактуры хранятся в журнале учета выставленных счетов-фактур и подлежат регистрации в книге продаж (письмо от 15.11.2006 г. № 03-04-11/217).
В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 170 и п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении операций, освобождаемых от обложения НДС, в том числе при передаче в рекламных целях товаров, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., к вычету не принимаются и учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
Согласно п.п. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи.
В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся, в частности, расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации.
Расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2–4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Суммы НДС, уплаченные при приобретении (создании) рекламной продукции стоимостью до 100 руб. за единицу, используемой при передаче неопределенному кругу лиц в рекламных целях, организация может учесть при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в стоимости этой рекламной продукции.
Суммы НДС, исчисленные налогоплательщиком при реализации товаров (работ, услуг), в том числе при безвозмездной передаче рекламной продукции, в расходы при исчислении налога на прибыль организаций не включаются (письма Минфина РФ от 11.03.2010 г. № 03-03-06/1/123, от 08.12.2009 г. № 03-03-06/1/792).
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов… в организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности, расходы на рекламу:
ДЕБЕТ 10 (41) КРЕДИТ 60
– приняты к учету рекламные продукты;
– произведена оплата;
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!