Наши бесплатные каналы для бухгалтера
  • Изменения в законах
  • Практические решения
  • Разборы бухгалтерских ситуаций
  • Бухгалтерские проводки и примеры
  • Напоминания о сроках отчетности
  • Ошибки, за которые штрафуют — и как их избежать

Предприниматель и наемные работники. Страховые взносы за свое страхование

Индивидуальный предприниматель имеет наемных работников. Должен ли он платить 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей?

В письме Минфина РФ от 17.02.2015 г. № 03-11-11/7071 сказано, что порядок расчета сумм страховых взносов относится только к индивидуальным предпринимателям, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, как производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, так и не производящие указанных выплат.

Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. 1.1 и 1.2 ст. 14 Закона № 212-ФЗ.

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона № 212-ФЗ если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в ч. 1 указанной статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

Таким образом, индивидуальный предприниматель, производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, осуществляет уплату страховых взносов с указанных выплат, а также уплачивает страховые взносы за себя в фиксированном размере, установленном п. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ.

То есть в Законе № 212-ФЗ прямо установлена обязанность индивидуального предпринимателя — работодателя уплачивать страховые взносы по двум основаниям.

Поскольку ст. 14 Закона № 212-ФЗ называется «Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам», Минфин РФ, видимо, и приходит к выводу о том, что порядок расчета суммы страховых взносов в фиксированном размере (фиксированных платежей), установленный ч. 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ, относится только к индивидуальным предпринимателям, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам, и не распространяется на деятельность индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой предприниматели производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (письмо от 19.06.2015 г. № 03-11-11/35806).

Но данный вывод прямо противоречит ч. 3 ст. 5 Закона № 212-ФЗ.

Страховые взносы за работников и за страхование самого предпринимателя рассчитываются по-разному.

Поэтому порядок исчисления взносов установлен разными статьями Закона № 212-ФЗ.

Кроме того, Минфин вообще не имеет права давать разъяснения по применению Закона № 212-ФЗ.

Такое право предоставлено только:

– Министерству труда и социальной защиты РФ – по вопросам уплаты страховых взносов в ПФР и ФСС РФ;

– Министерству труда и социальной защиты РФ по согласованию с Минздравом РФ – по вопросам уплаты страховых взносов в ФФОМС (постановление Правительства РФ от 14.09.2009 г. № 731).

Минфин же дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах (ст. 34.2 НК РФ).

Поэтому на разъяснения Минфина по вопросу применения положений Закона № 212-ФЗ вообще не стоит обращать внимание.

Следовательно, предприниматель, имеющий наемных работников, обязан уплачивать страховые взносы в случае если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, – в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Надёжный источник для бухгалтера с 1995 года!
Есть вопрос по бухучету, налогам или кадрам?
Подписчики журнала могут бесплатно задать вопрос аудитору или юристу. Оставьте контакты, и мы расскажем, как получить консультацию.
Распечатать статью
Редакция журнала «Академия бизнеса»

Заказать обратный звонок

Оставьте контакты — мы свяжемся с Вами в рабочее время.