Индексация пособий и платежей и расчет пособий в 2017 году
Уровень инфляции
Федеральным законом от 19.12.2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» установлен на 2017 год уровень инфляции, не превышающий 4,0% (декабрь 2017 г. к декабрю 2016 г.).
В 2017 году размер материнского (семейного) капитала, предусмотренного Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», составляет 453 026,0 рубля.
То есть столько же, сколько и в 2016 году.
Федеральным законом от 19.12.2016 г. № 444-ФЗ приостановлено до 1 января 2020 года действие ч. 2 ст. 6 Закона № 256-ФЗ о ежегодном пересмотре размера материнского (семейного) капитала с учетом темпов роста инфляции.
Ст. 4.2 Федерального закона РФ от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»установлено, что:
–пособие по беременности и родам, выплачиваемое женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций,прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
–единовременное пособиеженщинам,вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
–единовременное пособие при рождении ребенка;
–ежемесячное пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях);
–минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
–минимальный и максимальный размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
–единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
–единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
–ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
индексируютсяв размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции.
Федеральным законом от 19.12.2016 г. № 455-ФЗ до 1 января 2018 года приостановлено действие положения ст. 4.2 Закона № 81-ФЗ об индексации пособий.
При этом, с 1 февраля 2017 года так же, как и в 2016 году, будет осуществлена индексация «детских» пособий исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2016 год.
Размер индексации устанавливается Правительством РФ.
Таким образом, размеры «детских» пособий, осуществляемыхза счет средств федерального бюджета,в январе 2017 годаостанутсяна уровне размеров, применяемых в 2016 году.
С 1 февраля 2017 годаразмеры указанных пособий будут проиндексированы.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» по-прежнему пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с ч. 2 с. 13 закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия.
В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
В редакцию пришел вопрос от читателя: изменятся ли с 2017 года выплаты по уходу за первым ребенком (минимальный размер исходя из МРОТ)?
Напомним, что МРОТ с 1 июля 2016 г. – 7 500 руб., с 1 июля 2017 г. – 7 800 руб.
Поэтому до 1 июля 2017 г. применяется МРОТ – 7 500 руб.
Если, допустим, страховой случай наступил 30 июня 2017 г., то расчет пособия производится исходя из МРОТ 7 500 руб.
Если страховой случай наступил начиная с 1 июля 2017 г., то расчет пособия производится исходя из МРОТ 7 800 руб.
При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее 1 500 руб. по уходу за первым ребенком (с учетом индексации до 01.02.2017 г. – 2 908,62 руб.) и 3 000 руб. по уходу за вторым ребенком (с учетом индексации до 01.02.2017 г. – 5 817,24 руб.) (ст. 15 Закона № 81-ФЗ).
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.
То есть в Свердловской области до 01.02.2017 г. минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком – 3 344,91 руб., по уходу за вторым ребенком – 6 689,83 руб.
Если рассчитать пособие по уходу за первым ребенком исходя из МРОТ, то сумма пособия за месяц (до 01.07.2017 г.) составит 3 000 руб. (7 500 руб. × 40%).
С учетом «уральского» коэффициента – 3 450 руб.
Следовательно, работнице будет выплачиваться пособие, исчисленное исходя из МРОТ.
При расчете пособий исходя из среднего заработка нужно учитывать, что средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 г. включительно) и (или) в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 г.) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ.
Предельная величина базы для расчета пособий:
Следовательно, максимальная сумма выплат для расчета пособий в 2017 году – 1 388 000 руб.
Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленных в соответствии с Законом № 212-ФЗ (за период по 31 декабря 2016 г. включительно) и (или) в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 г.) на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
Согласно п. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, исключаемых из расчетного периода.
ФСС в Информации от 05.09.2016 г. разъяснил, что если в расчетном периоде есть високосный год (2016) и нет исключаемых периодов, то для расчета среднего дневного заработка при исчислении пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком надо брать 731 день, а не 730 дней.
Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730.
В данном случае число дней составляет 730 независимо от того, есть в расчетном периоде високосный год или нет.
В случаях, когда средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730 (п. 15(3) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 г. № 375).
Поскольку пособие по уходу за ребенком в данном пункте не указано, средний дневной заработок при исчислении пособия по уходу за ребенком, исходя из МРОТ, не определяется.
Статья открыта для подписчиков журнала «Академия Бизнеса»
Войдите на сайт или получите пробный доступ, вам откроются все статьи и сервисы для бухгалтера.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Подписка ещё не началась!
Дата начала подписки: {{this.$store.state.user.subscribe_start}}.
После этой даты вы сможете пользоваться доступом к журналу.
