Персонифицированный учет. Разъяснения ПФР

(Обзор практики применения законодательства в части персонифицированного учета за I квартал 2018 года от 03.05.2018 г.)

Вопрос 1. Указываются ли коды территориальных условий труда при отражении в форме СЗВ-СТАЖ периодов работы застрахованного лица, но договору гражданско-правового характера в районах Крайнего Севера, а также в местности, приравненных к районам Крайнего Севера?

Правила отражения в форме СЗВ-СТАЖ периода работы застрахованного лица гражданско-правового договора, в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к указанным районам, содержатся в Порядке заполнения формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для пеням индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (C3R-KOPP)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)».

В соответствии с п. 6.6.11 Порядка в случае, если страхователь в сведениях по форме СЗВ-СТАЖ одновременно укажет код территориальных условий труда в коды работызастрахованного лица в рамках гражданско-правового договора, то такие сведения при приеме и проверке не будут квалифицированы как содержащие ошибку.

Вопрос 2. На основании каких документов кадрового учета страхователь должен заполнять сведения о периоде работы формы СЗВ-СТАЖ на застрахованных лиц, с которыми заключены:
– договоры гражданско-правового характера на выполнение работ, оказание услуг;
– договоры авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению нравами на коллективной основе.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет в соответствующий орган ПФР сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах начисляются страховые взносы) по форме и форматам, утвержденным ПФР.

Сведения о страховом стаже застрахованного лица представляются страхователями по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 г. № 3п.

При заполнении формы СЗВ-СТАЖ на застрахованных лиц, с которыми организацией были заключены гражданско-правовые договоры, сведения о страховом стаже формируются на основании данных, содержащихся в договоре и факта начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на суммы выплат по договору.

Вопрос 3. Должны ли главы КФХ представлять отчетность по форме СЗВ-СТАЖ в отношении себя, членов КФХ?

Представление главами КФХ формы СЗВ-СТАЖ не требуется.

Вопрос 4. Какие документы или информацию необходимо передать в территориальный орган ПФР по новому месту регистрации дли привлечения страхователя к ответственности за правонарушения, установленные ст. 17 Закона № 27-ФЗ, и совершенные им по прежнему месту регистрации?

Правонарушение считается выявленным, в случае если составлен Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае если после изменения страхователем места регистрации, территориальным органом ПФР по его старому месту регистрации выявлены ошибки и (или) несоответствия между сведениями, представленными страхователем, и сведениями, имеющимися у ПФР, необходимо направлять информацию о выявленном правонарушении с приложением документов, подтверждающих факт указанного правонарушения (например, копия протокола проверки, квитанции о приеме, и т.д.), в территориальный орган ПФР по новому месту регистрации страхователя с целью инициирования процедуры привлечения страхователя к ответственности и взыскания финансовых санкций.

Вопрос 5. Следует ли применять финансовые санкции по Закону № 27-ФЗ к страхователям, которые не представили формы РСВ-1 с указанием в Разделе 6 тех застрахованных лиц, на которых ими представлены формы СЗВ-М?

Ст. 13 Федерального закона от 12.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определено право ПФР осуществлять проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок.

Кроме того, в соответствии со ст. 16 Закона № 27-ФЗ органы ПФР обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений.

В случае выявления несоответствий в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета согласно ч. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ страхователю направляется уведомление об устранении в течение 5 рабочих дней имеющихся расхождений.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированногоучета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти 5 дней со дня получения уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

В случае непредставления страхователем в пятидневный срок исправленных сведений следует проводить оценку применения финансовых санкций в соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г., и редакции, действующей с 1 января 2017 г., и применять финансовые санкции в меньшем размере.

Данная позиция применима в отношении сведений раздела 6 формы РСВ-1 ПФР.

Вместе с тем, в случае непредставления страхователем корректирующих индивидуальных сведений в течение указанного срока, отделения ПФР вправе привлечь должностное лицо к административной ответственности, установленной ст. 15.33.2 КоАП РФ.

Вопрос 6. Имеет ли право территориальный орган ПФР требовать от организации информацию о Перечне рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение страховой пенсии, а также протоколов сверки Перечня и формы СЗВ-СТАЖ в ходе отчетной компании?

В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы ПФР по месту их регистрации, ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления ПФР.

Форма отчетности содержит в себе информацию, отражающую данные о периоде работы застрахованного лица в условиях, дающие право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по рабочим местам с особыми условиями труда.

При этом п.п. 11 п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ предусматривает обязанность предоставления документов, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости (введена с 1 января 2017 года).

Кроме того, в рамках полномочий, предоставленных страховщику — ПФР Законом № 167-ФЗ, территориальные органы ПФР обязаны осуществлять контроль за представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также вправе проводить у страхователей проверки документов, связанных с представлением сведений индивидуального(персонифицированного) учета застрахованных лиц, требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок.

Таким образом, требование о предоставлении в территориальные органы ПФР необходимых документов, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не противоречит действующему законодательству РФ.

Вопрос 7. Должен ли страхователь, имеющий несколько учредителей, одни из которых выбран руководителем, при отсутствии трудовых отношений с каждым из них, а также вознаграждений, представлять сведения персонифицированного учета в орган ПФР, в частности форму СЗВ-М и форму СЗВ-СТАЖ?

В соответствии с п. 2 и 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователями в органы ПФР по месту их учета представляются:

– сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ – ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом,

– сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М – ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем).

П. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ застрахованными признаются лица, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.

При этом ст. 16 ТК РФ предусмотрено, что трудовые отношения, которые возникают в результате избрания и назначения на должность, характеризуются как трудовые отношения на основании трудового договора.

Таким образом, работодатель, зарегистрированный в ПФР в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в отношении застрахованных лиц, состоящих с данной организации в трудовых отношениях, в том числе на руководителя организации.

Вопрос 9. Привлекать ли к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.33.2 КоАП РФ, уволившихся руководителей организаций?

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполненная своих служебных обязанностей.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Следовательно, руководитель организации, допустивший нарушение установленных законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы ПФР, является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2006 г., утвержденном постановлением Президиума ВС РФ от 27.09.2006 г. отмечается, что прекращение трудовых отношений с руководителем организации, осуществлявшим организационно распорядительные функции, не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности, так как правонарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей.

Таким образом, поскольку на момент совершения правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, указанное лицо являлось субъектом правонарушения, оно может быть привлечено к административной ответственности вне зависимости от того, что к моменту возбуждения дела такое лицо утратило статус руководителя организации и перестало осуществлять организационно-распорядительные функции.

Для установления должностного лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, в Методических рекомендациях по организации работы территориальных органов ПФР по применению ст. 15.33.2 КоАП РФ, рекомендовано использовать, в частности, выписку из ЕГРЮЛ.

При этом в распоряжении территориальных органов ПФР находятся поступившие из налоговых органов выписки из ЕГРЮЛ как до внесения изменений в сведения о физических лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, так и после их внесения.

Распечатать статью